RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 05.04.2012

Чтобы не упасть

В Новокузнецком художественном музее для просмотров и размышлений открыта персональная выставка графики новокузнецкого художника Руслана Высоцкого.

Около четырёх лет назад в художественном музее имела место экспозиция живописных полотен Руслана – она называлась «Сечение мёртвого сознания» и рассказывала о трансформациях человеческого разума в условиях нового времени. Графика Высоцкого, объединённая под названием «Непредсказуемые падения», оказалась куда более откровенной, чем живопись. Если в прошлый раз посетитель выставки попадал в галерею жутковатых портретов, компанию полуинфернальных персонажей, то сейчас Руслан обрёк своего зрителя на ввержение в ад. Разумеется, прежде всего – литературный: значительное число графических листов здесь представляют собой иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери, романам Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» и швейцарской писательницы Аготы Кристоф «Толстая тетрадь». Однако совершение визуальных путешествий по кругам человеческих мучений (явленных нам уже не с помощью слов, а напрямую, «в картинках», когда мозгу уже ничего не нужно представлять и дорисовывать), не оставляет широкого поля для ассоциаций с каким-либо более комфортным местом обитания.

Зрелище, прямо скажем, не из приятных. Иные работы просто шокируют до стремления отвернуться, поскорее пройти мимо, не вглядываться в «нездоровые» фантазии художника. Боль, муки, страдания, период отмирания, смерть – вот что изображено в работах Руслана. И даже если вышеперечисленные состояния и принимают форму человеческих тел, превращаются в фигуры литературных героев, формами здесь всё не ограничивается. В этих полухаотичных, яростно начертанных линиях, драматически изломанных силуэтах живут не столько конкретные персонажи, сколько их чувства, острейшие переживания, сами образы духовного падения.

Что может довести человека до преисподней? Только его деяния, дурные поступки, способствующие уничтожению бессмертной души своей. Но неправильно было бы думать, что Руслан пытается запугать или эпатировать публику (ну, может быть, только отчасти). Работы этого художника (не забудем, что Руслан ещё и дипломированный философ) – лишь средство, чтобы донести личные тревоги, мысли об окружающем мире и меняющейся эпохе. И ни много ни мало – а примерить всё на себя, дойдя до критической точки осознания своих способностей к плохому.

– Опыт своих падений, уже прошедших и, возможно, будущих, я попытался здесь отразить прежде всего, – признавался пришедшим на открытие выставки автор. – Когда я рисовал Данте, я думал о каждом персонаже как о самом себе. Когда работал над иллюстрациями к роману Аготы Кристоф, было интересно, как можно существовать в условиях войны, как можно не испортиться и не превратиться в ничтожество... Пытаясь отразить тёмные стороны жизни, я пытаюсь одновременно и ответить на вопрос: как жить после, как оставаться человеком, как сохранять в себе человеческое. Сегодня общение с моими работами может быть для вас трудным. И всё-таки, я хочу, чтобы вы попытались посмотреть на мои образы, увидев в них и самих себя. Дело ведь не в том, чтобы передать слабости человека, его пороки, главное – показать возможность прозрения. Несмотря на наличие внешних пороков, во многих моих персонажах всё-таки присутствуют человеческие качества, и они дают надежду на то, что из грешника выйдет всё-таки человек. Мы в состоянии превозмочь эти трудности и улучшить своё положение. В этом и есть смысл моей выставки.

Кроме воплощения литературных образов на выставке были представлены не менее ошеломляющие серии, посвящённые исканиям автора в области человеческого мышления. Например, «Манипуляции с черепом». Конечно же, здесь мало что можно соотнести с естествоиспытаниями, манипуляции с черепной коробкой производятся художником не только в физическом смысле (хоть изображения на то и указывают). «Сквозной пролом», «Нагнетание силы» и другие графические листы куда больше свидетельствуют о мыслительных и проникающих со стороны внешнего мира процессах. Немало места занимают опять же своеобразные натюрморты. «Чёрная тыква в виде паука». «Нога, мыши и пиво». «Москит и огрызок яблока». «Натюрморт с луком, иглами и павлиньими перьями»… Реальность, воссоздаваемая Русланом, почти всегда непривлекательна, колка и резка, даже агрессивна. Но по-другому он не может.

Наверное, потому, что Высоцкий – один из тех, кто слишком остро чувствует неустроенность мира. Быть может, все старания художника достучаться до человеческого сознания, призывы к лучшему и даже соотнесение себя с ролью провожатого в мир иной в попытке спасти наши души – непосильная и чересчур претенциозная затея. Но эта дорога, как известно, часто бывает вымощена  благими намерениями – пройдите по ней, загляните чуть дальше, и вам туда, куда она ведёт, скорее всего, уже и не захочется. 

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter