RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 10.04.2012

К юбилею готовы

Новокузнецкий театр кукол «Сказ» готовится отметить значительную дату.

На сцене молодой артист старательно вертит копьё, отрабатывает чёткость движений. Две девушки крутят веера, стараются перемещаться пластично, принимают красивые изящные позы.

– Вот они разворачиваются, и ты втыкаешь своё копьё в землю чётко. Как лопату! Боже, ты даже копать не умеешь! – восклицает Самойлов, главный режиссёр. – Григорьевна, надо, чтобы у тебя руки на уровне с Олей были. Шире веер, дорогая!

– Вы знаете, веер неделю в руках нужно носить, чтобы он слушался, – оправдывается «Григорьевна» – а точнее, актриса театра Надежда Кириллова.

В общем-то, это не репетиция нового спектакля. Это, скорее, повторение пройденного материала, в данном случае, постановки 14-летней давности «Соловей и император». Так Новокузнецкий театр кукол «Сказ» готовится к своему 70-летию, которое будет праздноваться совсем скоро, с 13 по 15 апреля. Торжество решили устроить не в холодном феврале, соответствующем дате рождения «Сказа», а приурочить к «Кукломагии», фестивалю-марафону, который и откроется творческим вечером в честь нашего «сказочного» театра.

– У нас многие спрашивают, почему мы давно не показывали тот или другой спектакль, – говорит Самойлов. – И мы решили выбрать несколько отрывков – всего их будет девять – и сделать спектакль. Причём мы хотим его создать полноценным, показывать потом в качестве вечерних представлений.

Мы пришли в «Сказ», чтобы немного разузнать о юбилейных планах. Заодно поближе познакомиться с театром, напросившись на экскурсию. Самое оживлённое и интересное для посетителя место – конечно же, за кулисами. Здесь стоят декорации от разных спектаклей и висят тряпичные артисты, очевидно, готовятся к выступлению. Их «водители» ожидают своего выхода для получения инструкций от режиссёра.

– Работа с куклами – большой труд, – кукловоды помогают нам постичь тайны своего мира. – Надо же сделать так, чтобы дети поверили в неодушевлённый предмет. Ребёнок подходит и удивляется: «Ой, он живой, да? Правда, из сказки к нам пришёл?» Многие же зрители даже не замечают человека за куклой – значит, свою работу ты выполняешь хорошо.

– Но ведь и вам самим здесь нравится находиться? Со стороны кажется, что работа в театре кукол – одна из немногих, способных приносить массу удовольствия.

– Именно поэтому она и занимает основную часть жизни. Театр, действительно, второй дом. Приходишь рано, уходишь поздно, и тебе это не в тягость. Здесь все по призванию присутствуют.

Надо сказать, что в «Сказе» сегодня трудится много молодых артистов. Самойлов привечает их прямо со зрительской скамьи.

– Вот Марья Сергеевна (Мария Матрёнина – Самойлов любит величать своих актёров, даже самых юных, по имени-отчеству – прим. авт.) выросла на наших спектаклях и пришла к нам в труппу. У меня же молодёжь вся почти с улицы. Подростки ходят, любят, им интересно. Никита Юртаев, Женя Шанин однажды пришли, да так и остались. Я, конечно, как режиссёр, не обязан ставить спектакль и одновременно учить кого-то актёрскому мастерству. Но всё равно получается, что в репетиционном процессе присутствуют и моменты обучения. Потом ребята едут получать образование в профессиональное учреждение – Никита с Женей недавно, к примеру, поступили на заочное обучение в Санкт-Петербургскую театральную академию.

– А не боитесь, что северная столица им больше приглянется, и они там и останутся?

– Нет. Во-первых, у нас договор есть, во-вторых, они сами говорят, что главное, что им уже есть куда вернуться и применять свои таланты в полном объёме.

Похоже, что словам главного режиссёра стоит верить – атмосфера здесь царит самая что ни на есть творческая и привлекательная.

Возвращаемся к планам.

– Юрий Алексеевич, у вас на плакате перед входом в театр написано: «70 лет – новый виток в истории». Каких же кардинальных изменений можно ждать вашим зрителям?

– Новых форм работы, конечно. Сейчас мы активно начали работать над проектом «Фантазии на тему «Сказка, ты и я». Что это такое? Ни один театр в России этого не делает. Это подготовка детей в возрасте примерно от полутора до трёх лет к театру. Представьте: на сцене открывается коробочка, оттуда достаются маленькие куколки, ребёнок их трогает, тискает, а потом эти куколки отправляются на ширму. Они там оживают, убегают, а потом появляются куклы большие. Для ребёнка это удивление, потрясение даже! Самое главное – мы возвращаем русскую народную сказку. Взрослые признаются, что она уходит из жизни, вытесняется телевидением, да и рассказывать их своим детям им некогда.

Чем ещё собирается порадовать «Сказ» своих поклонников? Набирает обороты проект «Кукла лечит» – когда актёры приезжают в больницу к детям, играют спектакль и общаются с маленькими пациентами, настраивая их на позитивный «лечебный лад». Среди ближайших и активно планируемых проектов – работа с беременными женщинами. А ещё – бал для детей. Он состоится осенью, но готовить ребятишек к нему будут заранее – педагоги должны предварительно обучить всех желающих мальчишек и девчонок танцам и хорошим «бальным» манерам. И только тогда праздник обещает быть волшебным, необычным, запоминающимся!

А в настоящее время, конечно же, готовится премьера нового спектакля – «Серенада». Причём новым он будет во всех отношениях, и для актёров, и для зрителей. Не раскрывая всех секретов и тайн, Юрий Алексеевич рассказал нам, что поставлен спектакль будет по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека. Автор написал произведение в жанре театра абсурда, причём изложил в виде басни. Артистам и самому режиссёру сейчас вовсе непросто осваивать этот новый для всех материал. Впрочем, к серьёзной работе им не привыкать.

– Наш театр нередко открывал писателей с незнакомой многим людям стороны. Например, гоголевский «Нос». Никто никогда почему-то не выносил его на сцену театра кукол. Потом «Золотой мужик» по Салтыкову-Щедрину – популярнейший у нас в театре спектакль. «Бобок» по Достоевскому – критики приезжали, говорили, что никогда даже не читали этого произведения. «Стеклянный зверинец» мы ставили – сколько всяких разговоров было... «Маленький принц» Экзюпери, «Весёленькое воскресенье» Зощенко, «Демон» Лермонтова – всё это и спектакли нашего театра, классика, пользующаяся большой популярностью у нашей публики.

Немного слов было сказано о грустном. О школе, которая могла бы возникнуть при театре. О не получившемся (может быть, пока?) переезде в «Коммунар» и тем более заглохшем проекте строительства нового здания на перекрёстке улицы Кирова и проспекта Курако. Конечно же, театру с 70-летней историей во встроенном помещении обычного жилого дома тесно – впрочем, сказовцы со своей стороны сделали, что смогли, теперь дело за властями... И хоть будущее в этом отношении и не определено, но непосредственной театральной работы впереди много. Поэтому труппа и не унывает: так же радует новокузнецких ребятишек, помогает мамам и папам в деле воспитания их детей и готовится с размахом отметить свой 70-й день рождения. С юбилеем, театр!

Некоторые вехи из истории новокузнецкого театра кукол «Сказ»

8 февраля 1942 года состоялась премьера первого спектакля «Волк и семеро козлят». В качестве создателей постановки выступили режиссёр Д. Крамской и артисты театра «Красный факел». В июне 1942 года труппе присвоен статус Театра кукол.

1961 год – из новокузнецкого театра в Кемерово переезжает основная часть труппы и администрации, основывая и в столице Кузбасса кукольный театр.

1999 год – «Сказ» инициирует создание Товарищества-объединения театров кукол Сибирского региона и становится его координатором.

2003 год – «Сказ» выигрывает грант фонда Сороса и становится одним из трёх учредителей (наряду с Ярославлем и Санкт-Петербургом) I международного педагогического фестиваля «КуклоМания».

2009 год – проект новокузнецкого театра кукол «Люди и куклы: играем вместе» получает грант президента РФ.

В период с 2001 по 2012 гг. «Сказ» становится дипломантом и лауреатом нескольких престижных региональных, всероссийских и международных фестивалей. 

Анастасия Лешкевич

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter