RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 11.04.2011

Достоевский и его Евангелие: заметки с выставки

В год 190-летия Достоевского в литературно-мемориальном музее писателя открылась и работает выставка «Евангелие – настольная книга Достоевского».

На достаточно небольшой площади, используя доступные декоративно-оформительские материалы, создатели экспозиции организовали увлекательный, весьма познавательный и серьёзный разговор о сложных философских вещах: смысле человеческой жизни, вере и неверии, Боге и человеке, сосуществовании в произведениях Достоевского художественного слова и того Слова, которое было в начале…

Особенностью выставки «Евангелие – настольная книга Достоевского» является своеобразная подача экспозиционного материала. Автору концепции старшему научному сотруднику Е.Д. Трухан, ответственной за реализацию проекта научному сотруднику М.Г. Барковой и художнику-оформителю В.А. Ерофееву удалось не просто собрать интересные экспонаты, а создать образы, эмоционально воздействующие на зрителя, настраивающие на более глубокое постижение темы. Поэтому выставка, повествующая о роли Священного Писания в жизни Достоевского, об истории личного писательского экземпляра Нового Завета 1823 года, для многих посетителей стала пространством открытий.

Приятно поражают в этом смысле метаморфозы с типовыми деревенскими окнами, которые как будто отворяют нам другие миры, связанные с жизнью гения мировой литературы. Вот окно флигеля Мариинской больницы, занавешенное белыми шторками-задергушками. Кажется, вот-вот ощутишь запах лекарств, услышишь строгий голос отца писателя Михаила Андреевича, зовущего детей на урок Закона Божьего. Вот другое окно – каторжное, сквозь решётку которого еле пробивается солнечный луч, но при этом с особой силой рвётся в «одиночную камеру» осуждённого петрашевца Достоевского свет рождественско-пасхальный, указующий новый духовный путь...

Выставка «Евангелие – настольная книга Достоевского» помогает по-другому посмотреть на личность писателя, раскрывает неизвестные страницы его биографии и литературного творчества. Это даёт нам, читателям и посетителям выставки, особый импульс для последующих встреч с Достоевским, для нового понимания уже когда-то прочитанных его произведений.

Из пяти представленных на выставке инсталляций мне наиболее запомнились две – «Рождество и Пасха на каторге» и «1864 и «Мертвый Христос» Гольбейна». Они посвящены проблемам, которые всегда волновали Достоевского и волнуют многих из нас: где заканчивается человеческое и начинается божественное? Преодолеваются ли тлен и время? Где, по Достоевскому, проходит тонкая черта между жизнью земной и небесной?

В заключение хочется сказать огромное спасибо сотрудникам музея за интеллектуально-эмоциональное наслаждение, которое остаётся в душе после посещения выставки. На такие выставки надо ходить хотя бы потому, что каждый русский человек должен знать главные вехи своей истории, литературы и культуры.

Жанна Астраханская
Фото Владимира Пилипенко

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter