RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 20.04.2011

От статьи в словаре до лучшей газеты

Имя преподавателя русского языка и литературы Ольги Васильевой навсегда войдёт в историю не только лицея, но и в историю создания газеты «Гвоздь». Именно она явилась родоначальником нашей школьной прессы. В юбилейном номере «Гвоздя» мы с большой любовью и теплотой вспоминаем её педагогический подвиг. Интеллект, энергия и терпение позволили ей сплотить первую редакцию из ребят, которым была небезразлична лицейская жизнь.

– Ольга Михайловна, расскажите, как пришла идея создания лицейской газеты?

– В 1997 году меня пригласили работать в лицей. Наряду с преподаванием своей дисциплины я задумала создать газету или журнал. Меня брали на работу конкретно как человека, который может это сделать. К тому времени у меня уже был некий опыт работы в газете. В своё время я прослушала курсы «Школа культурной политики» московских специалистов. В лицее я была руководителем проекта, не редактором, и категорически поставила условия, чтобы редактором стал ребёнок, потому что газета детская, и её назначение должно быть соответственным. Первым редактором была Лена Вершинина: девочка коммуникабельная, креативная, интересующаяся всем, умеющая доводить дело до конца. Первая вёрстка давалась очень трудно, сидели до 11 часов ночи. Первым верстальщиком был лицейский инженер Александр Линев. В создании первого номера помогали мои коллеги – Ольга Леонидовна Дворникова и Наталья Николаевна Бартенева. Шли долгие споры по поводу управления газеты, какая должна быть газета, с каким лицом.

– Как пришли к названию газеты?

– Поиски решения были просты. Мы открыли словарь: их было несколько и по разным предназначениям. Я высмотрела слово «гвоздь». И оно хорошо подходило под идею издания. Мы считали, что в газете должна быть идея, цель и ершистость тем. Вначале «Гвоздь» был очень востребован, номера расхватывались, продавались. Интересен был даже не столько сам материал, а, как у Чехова, – напечатанная фамилия лицеиста-журналиста. Очень сильно помогли кураторы. Они дали группу ребят, которые писали, из их классов. Потом мне помогли Бартенева и Дворникова тем, что давали более кусачие, более жёсткие реплики, какие-то замечания, которые действовали лучше, чем похвала. Первые номера газеты были читаемыми, потому что мы пытались поднять лицейские проблемы. Газетой был сильно заинтересован и увлечён процессом её появления директор, Владимир Александрович Власов. Я думаю, что наше издание помогло многим ребятам стать интересными людьми, ещё больше утвердиться в своей гражданской, общественной позиции, быть людьми с большой буквы. Газета очень быстро стала своеобразным клубом и втянула в себя всех желающих. Один из номеров делал преподаватель Ольга Евгеньевна Кривцова со своей ученицей из гуманитарного класса, это было здорово. Они назвали его «Гвоздички».

– Какие качества прививает работа в газете?

– Прежде всего это ответственность, высочайшая ответственность перед словом. У нас в городе была очень известная журналистка – Лариса Савицкая. Первые номера стали очень успешными, школьных газет было мало, нас хвалили, ставили в пример. И в одном из своих номеров мы посмеялись над каким-то городским мероприятием, поиздевались, даже назвали фамилии организаторов. Когда я спросила Ларису Павловну: «Как вам наша газета?», она сказала много лестных слов. И дала ценный совет: «Детей надо приучать к ответственности за слово, особенно за острое слово, за публичное слово. Меру публичности вы пока не воспринимаете». С того времени я поняла, что публичное слово может и ранить, и поднять человека, научить относиться друг к другу бережно. Мне очень понравилось работать с Ириной Дмитриевной и Ольгой Михайловной. Они помогали создавать неповторимость и уникальность газеты. Казалось, что весь лицей старается помочь нам сделать газету такой яркой, пёстрой, использовать разный дизайн. И когда стал доступен Интернет, благодаря активности Елены Михайловны мы начали отправлять наши номера на Всероссийский конкурс школьных изданий. Заслуга Елены Михайловны ещё и в том, что она продвигала газету как информационный продукт.

– Представляли ли Вы, что когда-то выйдет сотый номер «Гвоздя»?

– Нет, я совершенно не представляла, что газета так долго продержится, с таким названием, что про меня вспомнят, когда я уже не буду работать. Это очень приятно.

– Сколько лицеистов входило в первую редакцию?

– Было всего пять – семь человек.

– Сейчас у нас в начале года насчитывается двадцать пять, но к концу года остаётся около десяти.

– Я отслеживаю «Гвоздь» и вижу, сколько человек у вас делает номер. Такого количества корреспондентов у нас не было. Сегодняшняя газета обрастает новыми лицеистами, она становится интересной. И, может быть, потому, что руководитель проекта не учитель. Учитель всё-таки давит. Учитель более формальный. Общение с человеком из журналистской среды придаёт неформальное восприятие всего школьного процесса, общения и создания самой газеты. У него другой угол зрения. Я думаю, это положительный опыт.

– Были ли в редакции свои традиции, праздники?

– Да. По окончании года мы подводили итоги, естественно, пили чай, приглашали наших «зубастых» критиков. Нам это общение было крайне необходимо. Критику лично я воспринимала весьма болезненно, а ребятам она была – хоть бы хны.

– Чем лицеисты того времени отличаются от сегодняшних?

– Меньше было личностного эгоизма, расчёта. Общественная работа стояла на первом месте, потом – личное. Первые три – четыре года в газете было больше энтузиастов. Ребята писали сами, не ждали, пока вытащишь материал. Приносили, переделывали по нескольку раз, обид не было. А потом уже стали появляться обиды. Материал переделаешь – и к тебе претензии.

– Как тогда лицеисты справлялись с нагрузками?

– Всякое было. Случалось, и не справлялись.

– Какие тогда в лицее были проблемы?

– Извечная проблема – столовая. Стояла проблема выбора дублёра директора, чтобы это было неформально. Проблема дискотек, досуга. Проблема большей самостоятельности в планировании. Навязывалась воспитательная работа: во всей параллели должны быть часы общения на одни и те же темы. На страницах газеты мы это не обсуждали, но проблема однотемности часов общения висела в воздухе. Ребятам хотелось вырваться за эти рамки, поднимать свои темы. Была также проблема обязаловки каких-то мероприятий.

– Как лицеисты реагировали на острые темы, больше было положительной или отрицательной реакции?

– По-разному. Больше, конечно, положительной. Если кто-то поднимал какой-то вопрос, то его поддерживали, корреспондент становился героем. Были лицеисты, которые создавали мнение. Корреспонденты, чей материал вызывал резонанс, через газету становились знаменитыми личностями.

– Сейчас редакция «Гвоздя» не только выпускает газету, но и проводит различные акции, помогает классам организовывать мероприятия, делать афиши. А как это было в первой редакции? Это была газета или что-то большее?

– В то время это была газета. Первые два года сам факт, что она выходила, было уже событие.

– Когда вы покидали лицей, боялись, что ваше детище развалится?

– Нет. Я совершенно не боялась, потому что я знала, кто приходит, и знала, что это человек очень достойный и работоспособный. Я понимала, что передаю дело в хорошие руки.

– Когда «Гвоздь» получил своё первое признание?

– Это случилось в годы, когда пришла Ирина Дмитриевна, но этот успех был результатом накопленного опыта, собранного в материалах газет предыдущих лет. Тогда «Гвоздь» выиграл в номинации «Четвёртая власть», это как раз за работы Марии Смолкиной, Никиты Перфильева, то есть людей, которые в лицее уже к тому времени не учились.

– Каков, на ваш взгляд, сегодняшний «Гвоздь»?

– Он ближе к официальному, серьёзному, взрослому изданию, чем к задиристой подростковой газете, потому что газета существует для определённого читателя. Читатель – молодёжь 15 – 18 лет. Она более формализована.

– Чего сейчас не хватает «Гвоздю»?

– Азарта.

– Что бы хотелось вернуть из того, старого, «Гвоздя»?

– Наверное, ничего возвращать не нужно. Может, юмор, насмешку над самими собой. Отсутствие боязни быть не так понятым, полемику. И взрослое учительское слово. Не просто формальность, а человеческое рассуждение над тем, как мы живём, что нужно делать.

– Чего хотелось бы пожелать лицеистам и отдельно «Гвоздю»?

– Лицеистам – не ошибиться в выборе профессии. Во время учёбы – учиться, испытывать удовольствие от того, что учишься в лицее. Получения хорошего образования максимально без репетиторов. «Гвоздю» – оставаться лучшей газетой в городе.

Беседовал Михаил Чугаев, 11 «А»
Фото из архива лицея №84

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter