RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 27.05.2010

Цвет души

Прошлой осенью Новокузнецкий художественный музей экспонировал графику выдающегося сибирского художника Андрея Поздеева. Новокузнечанам обещали показать и живопись «сибирского Матисса». Сегодня музей исполняет своё обещание. Выставку полотен знаменитого художника, путешествующую по городам Сибири, предоставил Красноярский фонд имени Поздеева. Кроме привозных работ каждый выставочный зал может включить в экспозицию и картины из собственных запасников (у нашего музея таковых оказалось семь).

Надо сказать, что графика (линогравюра) Поздеева, быть может, в силу своей монохромности производила впечатление «чёрно-белости» изображаемой жизни, дуализма и даже некоторого трагизма. Но графикой он стал заниматься только в конце своего жизненного пути. Живопись же его сразу удивляет количеством красок и влюбляет в себя детской распахнутостью в мир.

Симфония цвета. Но вот слышали ли вы симфонию, написанную на основе одной ноты? Художнику Поздееву удавалось создать шедевр лишь на одном цвете, с помощью нюансов. Таков его «Красный букет». Красное на красном. Множество оттенков, от вишнёвого до оранжевого, множество ощущений цвета: красный здесь может быть пламенным и нежным, глубоким бархатистым и кричащим… Настоящая поэма о любви к цвету.

Однако в поздеевской палитре красок более чем достаточно, гамма беспредельна и многообразна. Всё это, несмотря на жизненные трудности, связанные с непризнанием мастера официальными кругами и, как следствие, – закрытостью характера. Но внутренний мир человека много богаче внешних его проявлений. Кому же, как не художникам, это знать?

Показателен в этом смысле «Портрет Галины Леонтьевны».

– В Красноярске есть такой искусствовед – Шляпникова Галина Леонтьевна, – рассказывает куратор выставки Лариса Георгиевна Данилова. – Она писала о Поздееве, была с ним хорошо знакома. Перед нами портрет женщины, который выглядит почти как геометрический узор. Нога на ногу, руки в боки, лицо со сжатыми губами, сдвинутыми бровями и очень серьёзным взглядом. Перед нами человек достаточно замкнутый, сосредоточенный, сильный. Но, подмечая особенности её характера, Поздеев расцвечивает портрет очень яркими цветами. Жёлтый, синий, красный, чёрный, белый – они позволяют почувствовать какие-то качества натуры.

– Вообще, человека он видит не в предметном его воплощении, никогда не стремиться передать его внешние черты, – продолжает Лариса Георгиевна. – В облике – походке, жестах, мимике – он ищет то, что составляет суть характера изображаемого человека. Этот характер он воплощает уже своими средствами. И люди у него получаются такими коротконогими, маленькими, трогательными, иногда не очень приятными. Но, тем не менее, это совершенно особенный, поздеевский, народ.

…Привлекла наше внимание картина, завершающая экспозицию, – морская «Раковина», выполненная в нежных перламутровых тонах. По предположению искусствоведов, она есть символ творчества. Когда из широкополосного фона «прорастает» нечто чудесное. А внутри даже не жемчужина, а некая светящаяся субстанция. Это тайна, дар, что пока ещё скрывают двери-створки. Это откровение души творца...

Таисия ЛЕФОРТОВА, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter