RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 27.05.2010

Коловращение жизни

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Краеведческий музей, объединившись с центром традиционной русской культуры «Параскева Пятница» и Кемеровской региональной национально-культурной общественной организацией «Славянское вече», представил горожанам на обозрение экспозицию из предметов традиционного русского обихода. Первыми её увидели ребята из детского дома №74.

Расписные доски и расшитые рушники. Матрёшки и плоские «манекены» в холщово-ситцевых одёжах: в подпоясанной рубахе стоит, подбоченившись, «мужичок», в сарафане и кокошнике красуется «девица». Образ каргопольской поселянки пленяет своей безыскусной простотой и чем-то повеявшим от просторов русских полей…

Особенный интерес у ребятишек вызывают тряпичные куклы. В славянской традиции они – не просто игрушки, а обереги от невзгод, «охранные грамоты» на все случаи жизни. Кукол-неразлучников, к примеру, молодым на свадьбу дарили. А с куклой-перевёртышем связывалось взросление человека: перевернёшь такую с ног на голову – и девка с косами превращается в дородную бабу.

В древнем наследии трудно найти предметы, которые не несли бы какого-либо символически-сакрального смысла.

– Здесь в первую очередь представлены славянские символы жизни. Жизненный цикл старорусского человека был напрямую связан с его сельскохозяйственной деятельностью. А она зависела от природы, кругооборота Земли, от смены времён года, – рассказывает заместитель директора по научной работе Пётр Лизогуб. – Поэтому важное значение имели солярные знаки: изображения солнца на предметах одежды и быта (тех самых разделочных досках и полотенцах) в виде свастики, или, по-другому, – солнцеворота, коловрата. В 20 – 30 годы прошлого века в связи с развитием фашизма свастика была фактически «дисквалифицирована» из культурного обращения. Но символ этот древний. Идёт ещё из арийской культуры – праанглийской. И в древнерусской культуре, и в средние века на Руси он широко употреблялся как символ вечного движения, вечного обновления.

У руководителя «Параскевы» Елены Павловской есть особый взгляд на семантику вещей и явлений:

– Красота является символом жизни. Почему раньше всё красивым делалось? Да потому что красота радует глаз, вызывает положительные эмоции. Жить в радости, быть с частью божественного – поэтому и жить в счастье. Всё красивое – это и есть оберег.

В «Параскеве Пятнице» работают 18 мастеров декоративно-прикладного творчества. Именно они создают всё это славянское великолепие. На выставке также присутствуют подаренные экземпляры – например, рушники из Курска. Все экспонаты хоть и не являются артефактами, овеянными седой стариной, но созданы по старинным образцам с соблюдением исторической правды.

– Дело в том, что музей показывает не только предметы прошлого, – поясняет Пётр Петрович. – В предыдущие годы мы демонстрировали вещи, связанные с письменностью на Кузнецкой земле: гусиные перья, образцы бумаги XVII и последующих веков. Но ведь необходимо иметь в виду, что славянская культура (и русская в частности) в связи с современным западным движением, различными культурными наслоениями постепенно уходит в прошлое и теряется. Мы видим свою задачу и в том, чтобы поддержать, по возможности, даже восстановить те культурные традиции, которые существовали у нашего народа.

Ася ВЛАДИМИРОВА, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter