RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 23.05.2011

Долгая история одной картины

Событие, произошедшее на прошлой неделе, несомненно, стало центральным в культурной жизни нашего города. В Новокузнецк прибыло полотно великого Рафаэля Санти «Мадонна дель Пополо» – художественный музей открыл экспозицию, состоящую из одного, но зато неоспоримого шедевра.

За пять веков своего существования она, как и подобает наследнице «высоких кровей», приобрела несколько имён. «Святое семейство», «Мадонна дель Пополо», «Мадонна ди Лорето», наконец, «Тагильская мадонна» – этот сюжет являет нам образы Девы Марии и старца Иосифа, склонившихся над колыбелью божьего сына... Рафаэль воплотил его в возрасте 26 лет. И это было уже зрелое произведение признанного ещё при жизни мастера (как известно, Рафаэль прожил немного, всего 37 лет).

Собственно, все вышеозначенные названия отражают любопытные приключения и странствования «Святого семейства» по миру. После смерти живописца полотно было передано церкви Санта Мария, что находилась на улице Пополо в Риме. Демонстрировалось оно там лишь по самым торжественным случаям, услаждая взоры молящихся прихожан. Потом «Мадонну» для своей коллекции вроде бы решил приобрести папа Григорий XIV – и далее её следы теряются в глубине последующих веков. Обнаруживаются они лишь в веке девятнадцатом, в церкви под названием ди Лорето... По деталям – например, по фамильному гербу герцогов Орлеанских, запечатлённому на простыне младенца Иисуса, можно установить, что картина находилась и в семейной коллекции этого почтенного дома... Исследователям также стало известно о случае, произошедшем с Наполеоном Бонапартом, выкупившим «Мадонну» для Лувра: как оказалось – то была лишь её позднейшая копия.

Появление «Мадонны дель Пополо» в России связывается с династией промышленников Демидовых. Представители рода, как известно, были неравнодушны к искусству, много путешествовали, коллекционировали произведения русских и европейских мастеров. Кто именно из них стал новым владельцем картины, уже не так важно. Важно, что в 1860 году произведение итальянского гения уже находилось на территории Нижнего Тагила. По воспоминаниям старожилов, оно будто бы украшало собой демидовскую усыпальницу в Выйско-Никольской церкви.

Новейшая история картины началась в начале XX века, когда на запылённом чердаке одного из домов этого уральского города буквально откопали, отмыли от копоти и грязи пресветлый лик – и, осознав возможную ценность находки, отправили на реставрацию в Москву.

– Картина была разделена на две части, на две доски. Она имела многочисленные механические повреждения, значительно утратила красочный слой. У старца Иосифа, например, сохранилось лишь по клоку волос с бороды и головы. На обороте картины были наклеены газеты, левая половина – та, на которой изображена Мадонна, – когда-то служила столешницей, а правая – ступенькой. Очень сильно картина пострадала от подков сибиряков... При исследованиях выяснилось, что несколько веков назад её уже пытались реставрировать: темперную живопись «обновляли» масляными красками, масло с темперой взаимопроникали и разрушали картину дальше. Грамотная реставрация, проведённая известным художником, искусствоведом, реставратором Игорем Грабарём и его коллегами, произошла только в 1930-е годы, и это был поистине титанический труд, – рассказали нам гости – заведующая выставочным отделом Нижнетагильского музея Ольга Толстоброва и реставратор Антонина Наседкина.

Они же пояснили, что у «Мадонны дель Пополо» существует около 40 копий (три из них находятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Омске). На то, что тагильская находка – не подделка, указывают лабораторные изыскания. Хотя до самого конца истину установить не вполне возможно (поэтому и оговаривают искусствоведы, представляя картину публике: «Мадонна дель Пополо, приписываемая кисти Рафаэля»), за авторство гения эпохи Высокого Возрождения говорит многое: во-первых, неотделимая от слоя краски начала XVI века надпись золотом по верху платья Мадонны «Рафаэль Урбинас (Рафаэль был уроженцем города Урбино – ред.), писавший в 1509 году». В пользу подлинности полотна засчитываются изменения положений деталей (к примеру, рук младенца) в нижних слоях, свидетельствующие об авторских поисках и копиям вовсе не свойственные. И конечно, отмечаются художественные достоинства, почерк, школа и так далее...

Но, видимо, все сложные времена остались уже позади. Почётная гостья (которой, надо сказать, уже исполнилось пятьсот лет) нынче нежится в комфортных условиях различных выставочных залов. Много, правда, путешествовать ей всё-таки не разрешается. В этот свой вояж, например, «Мадонна» посетила только два города – Новосибирск и Новокузнецк. Новокузнецку сей замечательный подарок в честь грядущего 50-летия музея преподнёс город-побратим Нижний Тагил. Полотно пробудет у нас два месяца – до 10 июля. После «Мадонне дель Пополо» предоставят целых пять лет отдыха в стенах ставшего родным для неё уральского музея.

Анастасия Лешкевич
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter