RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 29.05.2012

По следам историй

Акция «Ночь в музее» – а в Новокузнецке на этот раз таких состоялось даже две – познакомила новокузнечан с тайнами и историями, которые хранят музейные покои.

Эти две «Ночи» немного отличались программами, мы побывали на второй. За пару часов участники акции объехали (надо отметить – на большом удобном автобусе, этаком «автолайнере», что добавило приятности нашему ночному рандеву) четыре городских музея. Рейсов состоялось несколько, так что, по подсчётам организаторов, к музейному достоянию приобщились около 350 человек. Кто-то из них побывал в музейных залах впервые, так что акция стала (и довольно ожидаемо) весьма полезным просветительским делом.

Однако и постоянные посетители смогли почерпнуть кое-что для себя новое. Художественный музей, например, решил познакомить горожан с коллекцией фарфора, которая по некоторым причинам не выставлялась со времени её поступления – с 1962 года. Красивейшие композиции с золотыми росписями (коллекция была создана художником Заваловым на заводе Вербилки – ныне он называется Дмитровским фарфоровым заводом) оказались посвящены одному из любимейших персонажей мировой литературы, знаменитому острослову, жителю Востока Ходже Насреддину. Поэтому и встреча проходила в традициях колоритного восточного гостеприимства. Два музейных мудреца загадывали публике загадки (самых сведущих награждали билетами на выставки), рассказывали притчи о весёлом и находчивом Ходже:

– Однажды Ходжа потерял своего ишака. Потратив весь день на поиски, раздосадованный, он дал торжественную клятву Аллаху, что если «проклятый ишак» и найдётся, то он сразу же продаст его за одну таньга. И тут он увидел своего ишака. На следующий день Ходжа стоял на базаре с беглецом и кошкой. На вопрос, что он тут делает, Насреддин отвечал, что продаёт ишака за одну таньга и кошку за сто, но только – вместе…

– У Ходжи спросили: «Скажи, пожалуйста, где находится самый центр Земли?» «Здесь, – ответил Ходжа, воткнув свою палку в землю. – Если не верите, можете отмерить расстояние во все стороны от меня».

...Наимудрейший, в конце концов, тоже появился – из белой кибитки, в белых одеждах, благодушный и речистый. Напоследок участникам акции было дозволено сфотографироваться с атрибутами восточного быта – халатами и тюрбанами, рассмотреть картины художников Армении, Азербайджана, Узбекистана, специально к этому случаю доставленные из фонда музея.

Далее участники экскурсии отправились в гости к Марье Дмитриевне Исаевой, жительнице уездного городка Кузнецка. Той самой, которая в 1857 году станет первой супругой Фёдора Достоевского. На момент нашего посещения она ещё пребывала в раздумьях, надеждах, отчаянии из-за нужды, постигшей после смерти первого мужа, муках выбора между двумя поклонниками… Моменты сложностей любви и сватовства великого писателя к этой красивой, образованной, тонкочувствующей женщине пересказали нам, конечно же, сотрудники литературно-мемориального музея Достоевского, переодетые в наряды образца XIX века. А голоса актёров драматического театра воспроизвели воспоминания очевидцев венчания Достоевского и Исаевой в кузнецкой Одигитриевской церкви:

«Сначала, как водится, приехал жених. Конечно, внимание всех на него обратилось. И я смотрю с любопытством, хоть мне и было только лет 16, но я слышала, что он не простой человек – писатель. – Он был уже немолодой, лет тридцати восьми, довольно высокий, выше, пожалуй, среднего роста… Лицо имел серьёзное. Одет он был в военную форму, хорошо, и вообще был мужчина видный. Жениха сопровождали два шафера: учитель Вергунов и чиновник таможенного ведомства Сапожников. Скоро прибыла и невеста, также с двумя шаферами, один из них был сам исправник Иван Миронович Катанаев. Худенькая, стройная и высокая, Марья Дмитриевна одета была очень нарядно и красиво – хотя и вдовушка…»

Так запомнила свадьбу одна из её свидетельниц Т.М. Темезева. Эти и другие свидетельства, кстати, в своё время записал последний секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков, тоже житель Кузнецка. Будучи здесь на каникулах, он опросил старожилов города; эти материалы впоследствии вышли в одной из сибирских газет. Собственно говоря, именно с Булгакова и началось изучение недолгого, но оказавшего определённое влияние на жизнь и творчество писателя пребывания Фёдора Михайловича Достоевского в нашем городе…

Филиал Краеведческого музея, что на улице Народной, встретил ночных посетителей зажжёнными факелами. Рыцарь в латах встряхнул публику окриком: «Стой, кто идёт?!» А в помещении красавица, поприветствовавшая всех ласковым «Эзен!», рассказала о привычках и образе жизни шорского народа. О рыбалке и методах охоты на зверя – шкурки были тут же продемонстрированы. О таёжном собирательстве и способе лущения кедровых шишек – гости сами попробовали разделать орехи и ими же с удовольствием угостились. Об одежде, сотканной из крапивы или конопли, – здесь даже можно было примерить экспонат под названием «шабур», то есть халат, национальное шорское одеяние. Этнографические изыскания коснулись и особенностей плетения косичек, а также дамских украшений из морских раковин каури, доставленных на территорию поселений шорцев, очевидно, русскими купцами, выменивающими ценные меха у местного населения почти что за «зеркала и бусы»…

Ещё дальше вглубь веков участники акции погрузились, прибыв в Кузнецкую крепость. Сотрудники историко-архитектурного музея провели для полуночников обзорную экскурсию и познакомили собравшихся с древними легендами, а также фактами из жизни древних жителей Кузбасса – начиная от скифов и заканчивая представителями уже нашей эры.

Под звуки бубна и комуза нас посвятили в превратности шаманского дела. А один из местных то ли охотников, то ли сказителей (на самом деле это был заведующий научно-исследовательским отделом Николай Кузнецов) поведал о начале сотворения мира:

– Давным-давно земли не было, была только вода. И над водой летали две утки. Они летали долго, в конце концов, одна из них нырнула на самое дно моря, зачерпнула со дна немного ила, поднялась наверх и выплюнула его. Так появилась земля. Она была совершенно ровной, на ней не было гор, никаких оврагов. Но оказалось, что эта хитрая утка утаила часть земли для себя. Она закашлялась, земля выпала у неё из клюва, и образовались горы. Они покрылись тайгой, в них завелись звери... Старшая утка стала ругаться с младшей за то, что та пыталась оставить себе землю, и сказала ей убираться. Тогда младшая утка попросила себе земли столько, чтобы встал кончик посоха. И ей столько земли было обещано. Она упёрлась посохом в землю, появилась дыра, и эта хитрая утка ушла под землю, став хозяином подземного мира, – все души умерших людей теперь уходят к ней. А другая утка ушла наверх, в небо. И стала править миром…

Вот такие представления о мироустройстве существовали у наших предков. Мужчины после смогли обсудить достоинства оружия, некогда принадлежавшего древним воинам и охотникам, – стрел, разновидностей их наконечников, топориков, ножей. А женщины – полюбоваться на железные и медные украшения своих предшественниц. После участникам «Ночи в музее» была предоставлена уникальная возможность взглянуть на мерцающий огнями ночной город с высоты старинных крепостных стен… Ночь загадок и тайн со всех сторон оставила о себе приятные впечатления.

Анастасия Маликова

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter