RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 29.05.2012

На невольных хлебах

В Новокузнецком драматическом театре прошла премьера спектакля «Нахлебник» по пьесе Ивана Тургенева.

Постановку осуществил молодой режиссёр, без пяти минут выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Игнатий Кириллов. Этот спектакль – его дипломная работа. И она, похоже, нашла понимание у новокузнецкой публики. У Тургенева жанр пьесы обозначен как комедия, режиссёр как можно более приблизил её к трагическому жизнеописанию главного героя. Что, впрочем, вовсе и не необыкновенно.

В своё поместье после многолетнего отсутствия приезжает молодая хозяйка Ольга Петровна Елецкая вместе с новоиспечённым мужем-чиновником (его играет Евгений Котин). Которого здешние обитатели ждут не без некоторой боязни – как ещё повернёт дело молодой барин? Впрочем, не таким уж страшным представляется этот Павел Николаевич – режиссёр вырисовывает его временами даже комичным: например, когда тот теряется в лесу и попадает в болото (сего эпизода, кстати, у Тургенева не наблюдается), а потом расхаживает по усадьбе в исподнем. А ещё он и жену свою любит, и только ради её спокойствия изгоняет, причём с назначением довольно солидного содержания, того, кто в данном доме и почитается за нахлебника.

Вот тут-то начинает раскручиваться трагедия. Вначале – вокруг одного незадачливого «маленького человека». Василий Семёнович Кузовкин, приживал, обедневший дворянин, который вынужден в этом доме разыгрывать из себя этакого шута. Та же Оленька (к которой у него, как выяснится позже, особые чувства) – она и имя-то его толком не помнит, и воспринимает как некую игрушку, приложение к кукле с колокольчиками из далёкого детства. Помещики-соседи откровенно смеются над ним, подпаивают, намереваясь поглумиться над чаяниями неудачника и… слышат фразу о том, что Ольга Петровна-то, оказывается – дочь его.

На первый план выходит глубоко личностная семейная драма. Затрагиваются вопросы отцов и детей, доверия и недоверия, обретения, несмотря на тяжёлые воспоминания и обстоятельства, друг друга... Вячеслав Туев, исполняющий роль заглавного героя, здесь полностью органичен и замечателен. Как и милая добрая Оленька – Вера Кораблина. В целом действие происходит в спокойном (иногда, может быть, и чересчур) ритме. Потери в бытовой живости в какой-то степени компенсируются решениями воссоздаваемых ситуаций. Например, в сцене с бумагами, которые хочет проверить новый хозяин, – свидетельством царящей в поместье безалаберности становятся размоченные «дождиком» документы. Общение всех дворовых людей, количество которых здесь существенно подсокращено, заменяет дуэт Игоря Марганца и Артура Левченко, разыгрывающих роли дворецкого и лакея в почти пантомимическом стиле. Во всяком случае, действие оказывается не перегруженным нарочитыми смыслами – и это подкупает. Спектакль включён в репертуар следующего сезона – классика в исполнении актёров драматического театра, думается, будет интересна и школьникам, и студентам, и всем неравнодушным к культурному наследию жителям нашего города.

Ася Владимирова

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter