RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 25.05.2011

Огромные ценности – великая ответственность

Новокузнецкому художественному музею в 2011 году исполняется 50 лет. День рождения приходится на август, но юбилейные мероприятия пройдут в октябре. Предполагается, что круглую дату музей отметит конференцией и выставкой.

Коллекция НХМ собрана несколькими поколениями профессиональных искусствоведов. Базой первого в регионе художественного музея стала картинная галерея краеведческого, которая в свою очередь началась с произведений советского изобразительного искусства. Но уже в первое десятилетие в Новокузнецк были переданы десять произведений ХIХ века, и хронологические рамки собрания расширились. Сегодня собрание музея насчитывает 8863 произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства и иконы, охватывающие период с конца ХVIII века до начала ХХI-го. Часть этой огромной коллекции выставлена в постоянной экспозиции. Остальные работы хранятся в залах хранилища, во множестве развешаны в кабинетах сотрудников, в библиотеке, в фойе…

– У меня мечта – сделать второй этаж, – делится главный хранитель художественного музея Вера Бурлакова. – Помещения высокие, жалко, что столько пространства пропадает.

Нехватка площадей, не только выставочных, но и хранительских, – типичная проблема для большинства существующих российских музеев…

Немного истории. В Кузнецке не было частных коллекций, которые, как в культурных центрах европейской части России, составили бы основу музейного собрания. Зато на заре фонды НХМ активно пополняло Министерство культуры. Кроме того, во все времена сотрудники вели активные разыскания и приобретали экспонаты у наследников и владельцев коллекций и известных мастеров: Л.М. Розенфельда, Я.Е. Рубинштейна, семьи Невзоровых. Сегодня фонды формируются за счёт дарений и привлечения спонсорской помощи.

Верещагин, Венецианов, Левитан, Грабарь, Фальк, Сомов, Лебедев… Фонд «Живопись» – самый богатый из всех. «Жемчужин» в Новокузнецком художественном предостаточно – и это не только работы известных мастеров ХIХ и ХХ веков, но также современные авторы. Постоянная коллекция живёт три – четыре года и за это время претерпевает незначительные изменения или замещения. Сменные коллекции обычно формируются на месяц – получается, что в целом за год их набирается до десяти.

– Мы делаем выставку и сразу договариваемся с автором о том, что взамен он подарит нам одно произведение, – рассказывает Вера Александровна. – Художники почти всегда идут навстречу, потому что понимают, как это важно, - чтобы работы оставались в музейных коллекциях. В противном случае имя художника уйдёт, потеряется…

Иногда в залах хранилища проводят экскурсии для небольших групп – учителей, учащихся художественных училищ…

Особенных условий для хранения живописных работ не создано – по причине отсутствия средств, разумеется. Психрометры на стенах фиксируют уровень влажности и температуры. А чтобы поддерживать оптимальные условия, используются самые примитивные методы: при недостатке влаги специальные ванночки наполняют водой, жарко становится в хранилище – чаще проветривают….

Реставратор у НХМ есть, правда, живёт она в Томске и в Новокузнецк приезжает два раза в год. Если есть возможность, работает прямо в музее. Именно для этих целей в одном из залов хранилища много лет стоит большой теннисный стол. Впрочем, и новые предметы тоже здесь изучаются.

Коллекция графики достаточно многочисленна, включает оригинальную и печатную техники, искусство книжной иллюстрации. По региональному принципу она представлена собраниями экспонатов сибирских и новокузнецких художников, произведениями ведущих мастеров-классиков графического искусства: В.А. Серова, Г.Д. Епифанова, Ф.Д. Константинова, А.И. Кравченко, А.Д. Гончарова. По хронологическому принципу – от начала ХХ века до современности.

– Графические работы не выносят свет, поэтому хранятся в шкафах и в папках. Каждая защищена миколентом, специальной бумагой, которая, если одна работа «заболеет», защитит от заражения другие.

На стене у входа в фонд «Графика» – план эвакуации с особыми метками. Работы, которые хранятся в шкафах, отмеченных красным треугольником, эвакуируются в первую очередь, с синими – вслед за ними. Надеемся, этими инструкциями сотрудникам и хранителям музея никогда не придётся воспользоваться.

Покой фонда «Скульптура», без преувеличения, нарушается меньше всего. Разве что во время «чисток» – так называются генеральные уборки в хранилище. Борьба с пылью, которая, как вода – камень, точит произведения, тоже входит в задачи хранителя. Правда, «генералят» в музее с предельной осторожностью – в ход идут бархотки и специальные щёточки.

Комплектование коллекции скульптуры назвать последовательным можно лишь отчасти, в силу специфики этого вида искусства, тяжёлого и громоздкого. Основная часть работ пришла к нам по линии Министерств культуры РСФСР и СССР. Единичными экземплярами представлены произведения 1930 – 1940 годов, достаточно объёмно – искусство 1950-х. Экспонатов второй половины ХХ века значительно меньше. А современных – и вовсе ничего.

Бронза, гипс, дерево – материалы, как люди, не все из них между собой ладят, и поэтому работы в фонде «Скульптура» хранятся раздельно.

Декоративная пластика, малые формы, выполненные в фарфоре, фаянсе, керамике, стекле, в последние годы приобретаются в антикварных салонах на средства музея и спонсорские деньги, а первоначально произведения также пополнялись заботами Министерства культуры.

А вот зал «Древнерусская живопись», как это ни парадоксально, прирастает до сих пор, хотя коллекция начала формироваться поздно, в начале 1980-х годов, и преимущественно была собрана сотрудниками по деревням. Буквально этой весной музею были подарены две иконы начала ХХ века, весьма интересные и представляющие ценность. Подарил их новокузнечанин, который считает себя атеистом. «Выбросить, – говорит, – рука не поднялась!»

Значительная доля собрания – поздние иконы, написанные в основном в ХIХ столетии. Часть экспонатов – привозные иконы из Центральной России и народная икона, бытовавшая на территории Томской губернии.

– У нас в хранилище люди работают подолгу, – завершает свой рассказ о фондах Новокузнецкого художественного музея его главный хранитель, Вера Бурлакова. – Здесь невозможно без стопроцентного доверия к человеку. Ценности огромные, значит, и ответственность – тоже.

Лариса Фёдорова по материалам, предоставленным Новокузнецким художественным музеем

Фото Константина Новицкаса

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter