RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 20.01.2011

Лекотека: жизнь – игра

Заглянувшему в кабинеты подросткового клуба «Ровесник» может показаться, что он попал в детский сад с его обилием игрушек, красочным интерьером, весёлой атмосферой и доброжелательными воспитателями. Но назначение этих апартаментов особое – помогать детям с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями развития учиться делать то, что у других, здоровых, ребятишек получается легко и само собой. Например, работать ручками и ножками, запоминать, размышлять, общаться друг с другом...

Педагоги, тут работающие, любят детей – это можно увидеть прямо с порога. Они встречают своих маленьких воспитанников, помогают им подняться по лестнице, усаживают, болтают о делах и настроении... А родители – мало сказать, что признательны преподавателям, – они очень и очень благодарны за то участие и терпение, что оказываются здесь их ребёнку-инвалиду. Дети с довольно тяжёлыми диагнозами – ДЦП, аутизмом, задержкой психического или речевого развития и другими заболеваниями – получают здесь бесплатную и квалифицированную педагогическую помощь.

– Каких предметов меньше чем велосипедистов, но больше, чем клоунов? – Юлия Юрьевна сегодня проводит урок математики для Саши и Алисы. Она спрашивает со своих подопечных, как настоящий учитель в школе. И между делом:

– Саш, ты чего «упал»? Ну-ка, давай, держи голову прямо.

Поправить голову и шею, помассировать плохо слушающиеся руки тоже входит в неофициальные функции преподавателя. Вот Саша – ему восемь лет, он находится в детском инвалидном кресле, и ему требуется постоянная поддержка «учителя». Одиннадцатилетняя Алиса более мобильна – она постарше, почти хорошо говорит и справляется с практическими заданиями собственными руками. Только ходить пока не может.

Урок письма, рисования или даже «рыбалки» – развивающие игры детям в помощь. Ох, без труда не выловишь и пластмассовой лягушки из тазика-пруда!

Занятия в «Ровеснике» объединены под общим названием «Лекотека». В переводе со шведского это – собрание или библиотека игрушек. Поначалу так и было – приходили родители, выбирали игрушку, педагоги им советовали, как с ней можно поработать. Сегодня здесь предлагают намного больше – полноценные уроки с детьми с применением разнообразнейших игровых и творческих методик. «Лекотека» выросла из грантового проекта, выигранного ДЮЦ «Орион» («Ровесник» является подразделением «Ориона») в 2007 году. В 2010-м идея преобразилась в «Территорию детей»: к программе добавились музыкально-театральные занятия и арт-студия. На данный момент «Лекотека» представляет собой целую структуру с пятью педагогами – логопедами, «коррекционщиками», под крылом которых на сегодняшний день находятся семьдесят два ребёнка. Дети занимаются в группах по двое-трое-четверо, иногда совсем индивидуально, с глазу на глаз с учителем. Учёба идёт по четырём направлениям: «Развивающие игры» (развитие памяти, внимания, мышления и т.д.), «Мастерок» (развитие мелкой моторики – того, что у таких детей очень сильно страдает), «Развитие логического мышления» (математика, геометрические фигуры, логика), «Грамотный язычок» (развитие речи).

– И различные торжества мы тоже проводим – День матери, День инвалидов, Новый год справляем, – сообщает нам Лариса Исаева, психолог, заведующая «Лекотекой». – Это праздники для детей, где они могут пообщаться друг с другом в большем коллективе, раскрепоститься, делать то, что делают обычное ребятишки. Станцевать «Танец маленьких лебедей» – как сможешь, как сумеешь. Хоровод вокруг ёлки – пожалуйста, включайся в круг, пой. Принцип, которым мы руководствуемся в своей деятельности, – не жалость, и тем более не какое-нибудь уничижение слабого человека, а планомерная работа в доверительной, почти домашней обстановке.

Работа с детьми – только половина забот «орионовцев». Немало внимания здесь уделяется и мамам с папами, ведь в реабилитации нуждаются также и родители: воспитывать ребёнка с инвалидностью, заботиться о нём, трудиться над его развитием – задача не из простых. Для взрослых учеников проводятся семинары, тренинги, организовывается общение по насущным проблемам.

– Наших детей не берут в детские сады, потому что они не ходят, не разговаривают, не кушают сами. А, не общаясь с ровесниками, ребёнок становится ещё замкнутее, – делятся наболевшим мамы Елена Кривушина и Ирина Дьяконова. – Когда его лет в пять выводишь «в общество», он боится людей, больших скоплений, близкого общения. В «Лекотеке» происходит социальная адаптация. Наши дети очень ждут занятий, столько радости испытывают, когда приходят сюда!

– Таких «Лекотек» должно быть не одна и не две, – продолжают они. – Если бы были такие центры в каждом районе, было бы замечательно. Ведь и «Лекотеку» посещают самые мобильные, владеющие личным автомобилем. На общественном транспорте много не навозишься. Если подобные центры есть поближе, то платные, а не каждый из нас в состоянии заплатить. Мамы сидят дома, папы, зарабатывающие деньги, есть далеко не у всех. Ещё ведь нужны средства на массаж, лекарства, поездки в реабилитационные центры... «Лекотеке» наш город мог бы помогать побольше: привлечь ещё педагогов, выделить средства, чтобы наши преподаватели не думали, где им достать фломастеры, цветную бумагу, игрушки.

Пока же Детско-юношеский центр «Орион» изыскивает средства с помощью родителей, немногочисленных спонсоров и волонтёров. Последние, кстати, – это молодые ребята из вузов и техникумов, различных учреждений и предприятий города, которые приходят сюда по зову души, проводят праздники, общаются и играют с ребятишками, пока их родители находятся на занятиях. Как всегда – у простых людей желания и возможностей почему-то оказывается больше...

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter