RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 31.05.2012

Как бы без голоса не остаться…

Сейчас вошло в моду употреблять так называемые клишированные словечки. Мол, придают значимость, солидность речи, делают её серьёзной. Да и придумывать ничего самому не надо. А учат этому со школьной скамьи. Новый вид проверки знаний, когда твоими собеседниками являются ручка и бланк, не предусматривает особо ярких образных средств и значительного багажа прочитанной литературы за плечами. А правильно ли это? На этот вопрос нам попыталась ответить Светлана Кевля, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №18.

– Светлана Витальевна, на Ваш взгляд, почему снижается уровень грамотности населения?

– Прежде всего потому, что люди практически перестали читать. Раньше мы призывали детей к этому, ведь во время чтения правильное орфографическое написание, данное в книгах, лучше усваивается и перенимается. Мало того, сейчас даже в книгах много орфографических, речевых, пунктуационных ошибок. В их интернет-версиях огрехов ещё больше. Сначала нужно привести в норму правописание и в печати, и в Интернете. А уже потом говорить о положительном влиянии чтения книг на развитие грамотности людей. Плюс к этому – вместо классической литературы на полках в книжных магазинах сейчас в основном развлекательное чтиво.

– Сейчас для школьников основной вид проверки грамотности – ЕГЭ по русскому языку. Каковы нововведения последних лет и результаты ребят?

– Коренные изменения были проведены в прошлом году – модифицированы задания в части А, касаемо причастного оборота и смысловой оценки текста, и увеличено количество баллов за выполнение В8 (4 балла максимально). Минимальный порог, кстати, второй год остаётся неизменным – 36. Уровень сдачи ЕГЭ улучшился по сравнению с прошлым годом. В лицеях, конечно, этот процент выше по сравнению с обычными школами – из-за конкурсного отбора учеников.

– Недавно в области прошёл «Тотальный диктант», результаты, мягко скажем, не обнадёживают. При этом ЕГЭ по русскому языку имеет один из высоких процентов сдачи среди предметов. Как могла получиться такая парадоксальная ситуация?

– Мы почти ушли от написания диктанта, ориентируясь на тестовую форму сдачи ЕГЭ. Когда мы видим текст, с ним работать намного проще, нежели когда мы его воспринимаем на слух. Уровень грамотности значительно понизился. А ЕГЭ в полной мере не способен отразить знания учеников по русскому языку, потому что многие дети действуют по определённому шаблону и иногда не задумываются о том, как нужно применить правила, например, грамматики, – суть самих правил теряется.

– Это убивает творческую жилку?

– Однозначно. Написание сочинения в части С не развивает в детях творческое начало и не оставляет места воображению. Наоборот – клишированность всё это уничтожает. Когда нас после проверки пробного сочинения собирали в городе для проведения анализа, как раз делали упор на то, что в работе должны быть строго установленные речевые модели. Если их нет, то эксперты проверяют сочинение уже придирчивей и за проявление творчества и фантазии могут снять баллы.

– Зачем это изначально сделали?

– Думаю, для выявления уровня знаний всех детей и для того, чтобы посмотреть, как ребята овладевают нормами языка. Возможно ещё, чтобы сделать с помощью клише речь школьников связанной и аргументированной хотя бы формально. Для проверяющих здесь важнее понять, может ли ребёнок определить проблему, заявленную в тексте. А так как дети не хотят читать классическую литературу, им тоже удобны представленные модели. В конечном итоге сочинение не является проверкой знаний и грамотности детей.

– Кстати, ведь ЕГЭ по литературе сдают меньше всего учащихся. В чём причина такого отношения к чтению?

– Во-первых, на детей сильно повлияло сокращение часов литературы по программе, второе – практически нигде в вузах, кроме профильных, литература не требуется. Выпускники придерживаются следующей позиции: «…зачем нам ваша литература, она всё равно никому не нужна».

– Лично Вы как относитесь к ЕГЭ по русскому и литературе?

– С одной стороны – это удобная форма сдачи. Дети сдают один раз, и повторно в институте этого не требуется. С позиций формы – я против. Индивидуальность в конечном итоге уйдёт из наших детей, и действовать, и говорить мы будем по шаблону. Надеюсь, с течением времени начнут вносить изменения в форму сдачи гуманитарных предметов. У нас в 9-м классе уже всё стандартно: и сочинение, и изложение. Вообще, итоговая аттестация для девятиклассников сложна: они ещё физиологически не готовы и не доросли до такой формы сдачи. С другой стороны, даже в сравнении с ЕГЭ ГИА сдать труднее, потому что в ней три формы работы, и сложно переключиться с одного вида работы на другой.

– Как можно пробудить интерес детей к словесности?

– Прежде всего нужно увеличить количество часов. Два–три часа литературы и два русского языка в неделю в 11-м классе – это очень мало. Хотя бы русский язык поднять – до шести и литературу – до пяти часов, как математику. Тогда можно на что-то рассчитывать, заинтересовать детей и показать им всю красоту классической литературы.

Подготовила Екатерина Бычкова, студентка первого курса факультета филологии и журналистики КемГУ

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter