RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 09.06.2010

Кукле - почёт

«В каждой избушке – свои игрушки» – выставка с таким названием открылась на минувшей неделе в музее Ф.М. Достоевского. В трёх экспозиционных залах разместились куклы различных времён – от соломенных архаичных до современных театральных.

– Для нашей выставки мы не случайно выбрали именно кукол, потому что понятие «игрушка» – слишком широкое, – объясняет координатор выставки Марина Даутова. – Кукла – это модель человека, его олицетворение. Потому она очень близка каждому из нас.

Экспонаты для выставки собирались, как говорится, с миру по нитке. Своими игрушками поделился с коллегами Новокузнецкий художественный музей, а также театр кукол «Сказ» и народные мастерицы. Экспозиция получилась внушительная. Архаичные соломенные и тряпичные куклы, легко узнаваемые бело-голубые изделия гжельских мастеров, яркие, солнечные дымковские барыни, сергиево-посадские красавицы-матрёшки и их совсем молодые озорные сестрички-проталинки (наш, кузнецкий, вариант традиционной деревянной игрушки, созданный в 90-х годах прошлого столетия, – очаровательные матрёшки с длинными загнутыми ресничками, прячущие ручки в варежки и изображающие различные эмоции), авторские куклы в старинных нарядах, герои традиционного народного театра вертепа и любимец детей и взрослых весёлый Петрушка – у каждой куклы своё почётное место на выставке и о каждой подробный рассказ.

С незапамятных времён повелось, что куклы сопровождали людей на протяжении всей жизни. В некоторых областях страны, например, за одну – две недели до рождения ребёнка ему подготавливали оберег – куклу-пеленашку. Во время появления малыша на свет эта игрушка выполняла важную роль в традиционном обряде: муж рожающей женщины, рядом с которым лежала «пеленашка», символизирующая младенца, обряжался в женское платье и изображал страдание, сбивая тем самым с толку злых духов – где здесь настоящие роженица и ребёнок? Куколка всю жизнь «проживала» вместе со своим владельцем, а после смерти человека их вместе клали в гроб.

Интересно, что все тряпичные куклы изготавливались без использования иголок и ножниц – чтобы жизнь была нерезаная и неколотая. Куски материи просто отрывались и связывались. Некоторые и вовсе не имели узелков, например, рождественские ангелочки, которых подвешивали над детской колыбелькой, чтобы они охраняли сон малышей. При их изготовлении ниточки просто заправлялись одна за другую. Материалом для игрушки очень часто служила одежда. Особенно если куклу делали для ребёнка – ткань должна была принадлежать матери или отцу, так как считалось, что материя обладает своеобразной генетической памятью.

Очень популярными среди юных представительниц прекрасного пола были куколки-«желанницы». Их делали невесты – на кусочке бересты писали имя суженого, скручивали и повязывали платочек – и долго хранили. Другой вариант такой игрушки – специально изготовленная тряпичная куколка, которую девушка не должна была никому показывать. Когда она загадывала желания, то «в подарок» кукле пришивала ей на платье бусинку или ленточку, затем подносила к личику зеркальце и говорила: «Погляди, какая ты красавица! А за подарок исполни моё желание». Затем игрушку прятали до тех пор, пока загаданное не сбывалось. Говорят, сбывалось оно всегда.

По соседству с «желанницами» расположились обрядовые куклы: «веснянки», с помощью которых закликали весну, «травницы», оберегающие жилище от злых духов и болезней, «крупенички» – тряпичные, но наполненные зерном обязательно последнего урожая, чтобы привлечь к дому силы плодородия. Важная деталь – у всех обрядовых кукол не прорисованы лица. И это не случайно. Считалось, что когда у неё появляется лицо, она обретает душу, становится живой и может совершать различные действия. Но кукла должна служить своему хозяину, а не жить своей жизнью.

Соглашались с существованием у игрушек души в более поздние времена и изготовители театральных кукол, потому лица прорисовались в самый последний момент. Мастера были уверены, что для обретшего способность чувствовать «актёра» любые переделки будут болезненны. Когда «производственный» процесс был завершён, «родитель» куклы гадал, как сложится её театральная судьба: бросал её на стол и смотрел, как она легла. Если пластично и выразительно, значит, актёрская карьера игрушки будет долгой и счастливой. Если же поза куклы оказалась неудачной, то и купаться в зрительской любви она будет недолго.

– Своей выставкой мы попытались представить разнообразие традиционной народной куклы и развитие её назначений и функций, – говорит Марина Даутова. – В первую очередь она направлена, конечно, на детей. Им мы также предоставляем возможность самим выступить в роли мастера-изготовителя игрушек и под нашим руководством сделать собственную тряпичную куклу. Но и родители могут почерпнуть много полезного из этой экспозиции. Не стоит забывать, что игрушки – это важнейший элемент воспитания. Это первый предмет, с которым сталкиваются дети, через них малыши познают окружающий мир. Мы попытались обратить внимание родителей на то, чем сегодня играют их дети, и чему могут научить современные игрушки.

Анастасия ЛЫКОВА, газета "Новокузнецк"

Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter