Статья из газеты Новокузнецк от 09.06.2010

Осколки иных миров, или Упавшие звёзды

Много загадок таит в себе окружающий мир. Одно из до сих пор полностью не изученных явлений – метеориты, иначе говоря, «осколки иных миров», «небесные камни». В межпланетном пространстве находится множество мелких частиц астероидов. Они движутся вокруг Солнца по своим орбитам, но пока это не метеориты, а обычные небольшие небесные тела, пусть даже совсем крошечные. Если же подобное тело упадёт на Землю, тогда оно станет метеоритом. Попав под влияние земного тяготения, «небесный камень» врывается в плотные слои атмосферы. Мелкие осколки падают на Землю ежедневно, однако не всегда могут быть замечены, так как подавляющее большинство из них обрушиваются далеко от населённых пунктов. Поэтому найдены бывают очень и очень немногие «небесные камни». Не все знают, что в Кузбассе были обнаружены метеориты.

– Произошло это много лет назад, в 1938 году, – рассказала Таисия Георгиевна Татаревская, руководитель объединения «Юный геолог». – Тогда на ручье Чебанкол в Горной Шории работал поисковый отряд Западно-Сибирского геологического управления. Старатели, намывая золото, находили в шурфах куски некоего вещества и выбрасывали их за ненадобностью. И только обнаруженная рабочим А.Н. Семёновым большая глыба, которая лежала в затопленном водой золотоносном песке заброшенного старательского шурфа на глубине 130 см, привлекла их внимание. А специалисты впоследствии определили происхождение необычного «камня».

Глыбой заинтересовался геолог А.С. Мухин. Не имея возможности провести соответствующие анализы на месте, подозревая, что найденный камень имеет метеоритное происхождение, он отправил осколок в Томск профессору Ф.Н. Шахову. Последний пришёл к выводу, что в шорской тайге обнаружен железный метеорит. В августе 1939 года геолог Б.С. Митропольский сообщил об этой находке в комитет по метеоритам АН СССР в Москву. А в сентябре при посредничестве инженера А.С.Мухина «небесный камень» весом в 122,89 кг был отправлен в столицу и поступил в метеоритное собрание АН СССР. Метеорит представляет собою железную глыбу весом около 130 кг. Его поверхность, местами уже сильно окисленная и частично разрушенная, свидетельствует о том, что этот метеорит уже давно, быть может, в течение столетия, находился в земном покрове.

Представляет большой интерес следующее обстоятельство. В мае 1940 г. от упоминавшегося выше А.Н. Семёнова в комитет по метеоритам поступил второй экземпляр точно такого же по составу железного метеорита весом в 3846 граммов. Таким образом, учёные предположили, что в данном месте найдены части некогда выпавшего дождя железных метеоритов. Эта гипотеза подкрепляется ещё тем, что при работах, производившихся на месте находки метеорита Чебанкол в 1939 г., как сообщил Семёнов, было обнаружено «много мелких осколков весом от 50 г до 1 кг». Впрочем, ни один из этих осколков пока ещё не поступил в комитет по метеоритам, а потому и проверить достоверность сообщения Семёнова до сих пор не представлялось возможным. Есть все основания думать, что в районе падения Чебанкольского метеорита следовало бы провести дополнительные сборы космического материала. Поскольку, предполагают учёные, в южных районах Сибири в последние десятилетия неоднократно имели место падения метеоритов, до настоящего времени не разысканных.

Зато такая возможность есть у нас – современников. Таисия Георгиевна вместе со своими воспитанниками – юными геологами – планирует присоединиться к экспедиции, которую организует группа энтузиастов-новокузнечан и московских учёных. Планировались разведывательные работы в тайге Горной Шории ещё в прошлом году, но по сложившимся обстоятельствам перенесены на нынешнее лето. Правда, для розыска «осколков иных миров» необходимы металлоискатели. Без них поиски в густой чаще тайги могут быть безрезультатными.

Метеориты – очень ценный материал для исследований. Изучая состав небесных камней, можно узнать их возраст и, соответственно, возраст планеты или астероида, откуда мог прилететь этот метеорит. История исследования метеоритов насчитывает чуть больше двух столетий, хотя человечество познакомилось с этими небесными посланниками существенно раньше. Первое железо, использованное человеком, несомненно, было метеоритным. Это нашло своё отражение в названии железа у многих народов. Так, древние египтяне именовали его «бинипет», что означает «небесная руда». Существует версия, что именно из метеоритного железа были сделаны самые качественные сплавы, дамасская сталь, например. Бесспорен и тот факт, что метеоритное железо куётся только в холодном состоянии. Многие древние народы делали из него различные амулеты. Первые сведения о камнях, падающих с неба, встречаются в китайских летописях и датируются 654 годом до нашей эры. О метеоритах упоминают древние авторы – греческие философы Анаксагор и Диоген. В первом тысячелетии до нашей эры изображения метеоритов чеканили римляне на своих монетах; некоторые летописи и устные предания также упоминают о них. Самый большой из известных метеоритов откопан в местности Гоба в юго-западной Африке, где он находится и доныне, так как весит 60 тонн и сдвинуть с места его невозможно. Упавшие в Горной Шории «небесные камни», скорее всего, гораздо меньшего размера, а значит, есть возможность добыть бесценный материал для исследований…