RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 14.06.2012

ЕГЭ: за и против

Экзаменационная пора подходит к концу. В ближайшую субботу выпускники сдадут последний ЕГЭ в основной период.

Единый государственный экзамен в последнее время – одна из самых актуальных и наболевших тем. Хорошо – плохо, правильно – неправильно. Те родители, чьи дети сдавали такой экзамен, знают, как и с чем его едят. А для тех, кто впервые столкнулся с ЕГЭ, мы побеседовали с заведующим отделом образования Заводского района Сергеем Стрепаном.

– Как узнать, достойно ли учебное заведение готовит учеников к итоговым экзаменам и дальнейшему образованию?

– Несколько лет подряд выстраиваются рейтинги образовательных учреждений. Они доступны для самой широкой аудитории, публикуются на сайте комитета образования и науки и в СМИ. Результаты анализируются в августе на городских педагогических советах, совещаниях, где подводится итог экзаменов. Рейтинг пользуется большой популярностью среди учителей, обучающихся и родителей.

– Каковы результаты сдачи ЕГЭ по районам Новокузнецка?

– Наиболее успешен обычно Центральный район: большое количество гимназий и лицеев дают достаточно высокий балл. Хорошо выступает Новоильинский район: неплохие результаты в гимназиях №32 и №59 и в ряде других школ. Это объяснимо самим контингентом обучающихся: много семей крепких, молодых, которые заботятся об обучении своего ребёнка. Заводской район – в серединке. Он опережает Кузнецкий, Куйбышевский и Орджоникидзевский районы, у которых результаты пониже.

– Есть две точки зрения – готовить к ЕГЭ и соответственно выстраивать учебную программу уже с пятого класса, или в среднем звене развивать творческую жилку во избежание стандартизации знаний. Вы какого мнения придерживаетесь в этом вопросе?

– Думаю, что одно другому не мешает. Творческая составляющая не исключает подготовку к итоговой аттестации. Вспомним азы педагогики: изначально учитель ставит перед собой три цели: обучающую, развивающую и воспитательную. Преподаватели старой закалки придерживаются этого правила до сих пор. И какие бы инновации ни предлагала педагогика, я считаю, что такая триединая цель – самая правильная. Результаты итоговой аттестации – это сумма знаний и умение их применять.

– На глубину знаний ЕГЭ влияет?

– Как раз по этому поводу больше всего дискуссий. Можно ли при помощи тестов проверить уровень владения материалом, уровень развития ученика? С одной стороны, все прекрасно помнят: выпускник выстраивал свой ответ в виде монолога, устно или письменно оформленного. Это позволяет ученику максимально раскрыться. Многих отталкивает тестовая форма. Она ограничивает и требует в чистом виде умение давать результат. Что мы потеряли? Мы потеряли ученика говорящего, выстраивающего свой монолог на пять–десять минут. Это очень больно бьёт по предметам гуманитарного цикла – литературе, истории, обществознанию. Новая форма здесь мешает. И объём в творческой части, который требуется от ученика, – 150 слов для раскрытия того, чему учили 11 лет, – это мало. Родители сегодняшних выпускников, к примеру, писали сочинение на пять–семь страниц. В целом тестовая форма, грамотно продуманная, одинакова для всех и позволяет выявить уровень знаний ученика. Если ребенок действительно учился на «4» и «5», он не получит низкий балл. В первые годы проведения ЕГЭ было много заданий по принципу «найди один правильный ответ из четырёх предложенных». На сегодняшний день объём такого рода заданий сокращается, и просто угадать становится всё тяжелее и тяжелее. При этом из года в год увеличивается средний балл по всем предметам, которые сдают в форме ЕГЭ выпускники нашего города. Наверное, к итоговой аттестации стали относиться серьёзнее.

– Как прошли пробные экзамены в нынешнем году?

– О знаниях выпускников тяжело судить по результатам пробных экзаменов. Во-первых, экзамены пишут не все учащиеся, – соответственно, погрешность в оценке работы школы велика. Во-вторых, задания, которые выносят на пробные испытания, не всегда совпадают с объёмом изученного материала. Потому результаты выпускников обычно ниже, чем на итоговой аттестации.

– В зависимости от пробного тестирования могут ли изменить задания? Кто и когда утверждает ГОСТ по ЕГЭ?

– Результаты пробных экзаменов могут повлиять на минимальный балл при проведении итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По уровню подготовленности учеников можно судить о готовности выпускников. Готовит задания для ЕГЭ Федеральный институт педагогических измерений (сокращённо ФИПИ). Меняется по сравнению с последним (прошлогодним) экзаменом 10–15 процентов заданий, и эти изменения, возможно, корректируются по результатам пробных экзаменов.

– У учеников возникают вопросы по поводу организации процедуры проведения экзамена: поступали жалобы на неспособность наблюдателей ответить на организационные вопросы, отсутствие дисциплины, шум в аудиториях, даже списывание других выпускников. И обвиняют в этом чаще всего наблюдателя. Кто и за что в этой ситуации отвечает?

– Для начала, кто такой наблюдатель? Это человек, который смотрит и не вмешивается в процедуру проведения экзамена, не наводит порядок, не отвечает на вопросы. Его задача – наблюдать за тем, чтобы не было нарушений процедуры сдачи ЕГЭ. В случае нарушения он имеет право его зафиксировать, и это потом будет рассматриваться во всех инстанциях. Он может присутствовать и при действиях, которые совершает руководитель пункта проведения экзамена, организаторы и так далее. Наблюдатель обычно не связан с системой образования. Это своего рода гарантия открытости проведения экзамена, когда беспристрастный человек видит действия учеников, организатора. Отвечать на организационные вопросы и следить за дисциплиной должен организатор в аудитории. За организацию экзамена в целом отвечает руководитель пункта проведения экзамена. Право удалить ученика с экзамена также принадлежит им.

– Какие предметы (не считая обязательных русского и математики) сейчас преимущественно сдаются – технические или гуманитарные?

– Вообще, выбор экзамена в основном зависит от того, какие требования ставит вуз, и набор предметов, требуемый для специальностей при сдаче, закреплён на юридическом уровне. На большинство из них требуется обществознание. Поэтому оно и наиболее популярно. Физику и информатику сдают очень немногие. Из-за этого страдает набор на отдельные специальности. Требования по этим предметам очень высоки, а по Кемеровской области уровень преподавания этих дисциплин не на высоте. Последние три года для преподавателей принимали специальные решения в поддержку физики: семинары, курсы повышения квалификации; в нынешнем году попросили самих преподавателей сдать ЕГЭ, и результат даже среди учителей не всегда высок. Грамотных физиков, химиков, готовых давать требуемый уровень знаний и выше, сегодня очень мало, и они востребованы в современной школе. Меньше всего ребят нацелено на географию и литературу.

– Тестовая форма сдачи позволяет перейти в электронный вариант оценки. И в наметившихся тенденциях глобализации и компьютеризации как скоро это может произойти?

– Вопрос в первую очередь финансовый. Вполне возможно, что скоро мы придём к прямой обработке результатов ЕГЭ в режиме онлайн. Но для этого необходимо обеспечить каждому выпускнику точку доступа к Интернету. Количество выпускников и компьютеров должно совпадать. Плюс – стоимость программного обеспечения и систем защиты.

– Как раз об инновациях: есть ли нововведения в процедуре проведения, сдачи, проверки?

– Первое среди новшеств – запрещено пользование мобильными телефонами. С ними теперь нельзя заходить в аудиторию. Если раньше их выкладывали на общий стол или стол ученика, то этим летом наличие мобильного в аудитории – это нарушение, за которое могут удалить. Второе – увеличилось количество наблюдателей. Более жёстко подходят даже к образованию учителя, сопровождающего детей на экзамен, – это не должен быть человек, владеющий знаниями по данному предмету.

– Какие проблемы помогла решить такая форма сдачи, как Единый государственный экзамен?

– Проблема номер один – независимая оценка знаний выпускника. С введением ЕГЭ система стала более жёсткой, но объективной. Не секрет, что старая школа хромала на субъективную оценку выпускника, зависевшую от мнения учителя и его коллег. Сегодня повлиять на результат сдачи экзамена в момент его проведения учитель уже не может. Задания, которые предлагаются, одинаковы для всех на территории страны. Решены проблемы накопления КИМов. Сегодня ученик в восьмом–девятом классе может знать, какие вопросы ему будут задаваться на выпуске. Решена проблема коррупции при поступлении в вуз. Репетиторство от вуза гарантировало поступление на факультет. А сейчас и это не может повлиять на результаты ЕГЭ. Наконец, ЕГЭ вводился и для того, чтобы дать возможность ученикам из провинции поступить в любое учебное заведение России. И сегодня одарённый ребёнок не должен тратить средства для поступления в столицу. Я думаю, это очень значимо, и не хотелось бы терять эти приобретения.

В сдаче ЕГЭ наиболее успешен обычно Центральный район: большое количество гимназий и лицеев дают достаточно высокий балл. Хорошо выступает Новоильинский район: неплохие результаты в гимназиях №32 и №59 и в ряде других школ. Заводской район – в серединке. Он опережает Кузнецкий, Куйбышевский и Орджоникидзевский районы, у которых результаты пониже.

Подготовила Бычкова Екатерина, студентка первого курса факультета филологии и журналистики КемГУ

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter