RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 21.06.2010

Вещица с многовековой историей

Сегодня мы хотим рассказать о маленькой, но такой нужной для каждой женщины вещице, как щипцы для завивки волос. Обратившись к истории парикмахерского искусства, мы узнаем много интересного об этом предмете дамского обихода.

На протяжении многовековой истории человек пытался украсить себя – это можно было сделать при помощи одежды и причёски. Истоки парикмахерского искусства уходят корнями в глубокую древность, начало было положено в Древнем Египте. В Древней Греции, а потом и в Риме, впервые появились профессиональные парикмахеры из рабов, которые обучались многочисленным процедурам работы с волосами, например, мытью, стрижке, завивке, декорированию. Каждую процедуру было принято выполнять отдельно. От названия древних стержней для завивки волос, применяемых в Древнем Египте, рабы, занимавшиеся этим, стали называться «каламистрами», сами щипцы были усовершенствованы по сравнению с египетскими щипцами, их начали именовать «каламиструмом». По своей форме они представляли круглый металлический стержень с шариком на конце и ручкой для держания, которую делали из кости или дерева. Для завивки щипцы нагревали на жаровне, в которую подбрасывали ароматические зёрна или сухие травы.

Знатные римлянки также уделяли своей внешности огромное значение: косметикой они пользовались ежедневно, парикмахерское искусство достигло виртуозности, женские причёски были замысловатыми. «Легче пересчитать желуди дуба, чем перечислить причёски римлянок», – говорили римляне.

Кудри были непременным условием красоты и в эпоху Средневековья. Их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. «Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет», – реплика из средневековой пьесы. В средние века в Западной Европе представителями парикмахерской профессии были самые обыкновенные банщики, они работали как в банях, так и в купальнях. Помимо банщиков в средневековых городах существовали цехи цирюльников. В России большинство населения в этот период пользовались услугами «холодных», бродячих цирюльников. Они ходили по базарам, дворам и квартирам, выискивая клиентов. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг него сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать его скоморошьи присказы: «Бреем, стрижём бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем, локоны начёсываем, на пробор причёсываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижём да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!» Эти присказки – своеобразный перечень работ и услуг, проводившихся цирюльниками.

В эпоху барокко во Франции появились парики, которые стоили целое состояние, а вместе с ними и новая профессия – «постижёр», которая, возможно, существовала и ранее, но оставалась в тени. В переводе с немецкого «постиш» обозначает «поддельный волос», а постижёр – мастер по изготовлению париков. В эпоху классицизма впервые появляются короткие стрижки у женщин. Причёска «а ля Титус» с коротко стриженными и мелко завитыми на концах прядями возникла в память о тех, кто закончил свои дни на гильотине.

Подлинным переворотом, ознаменовавшим новую эру в истории парикмахерского искусства, явились два изобретения. В 1881 – 82-м годах француз Марсель создал щипцы для горячей завивки, и его изобретение, несмотря на множество мелких усовершенствований, к нашему времени в основном осталось без изменения. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле (Карл Нестлер) изобрёл метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева, получивший название «перманент». В 1909 г. он ввёл впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 граммов и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца. В 20-е годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить её без аппарата холодным (химическим) способом. В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр (Нью-Йорк) выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.

В послевоенный период парикмахерские услуги вновь начали возрождаться. Изобретённый в 30-е годы в США химический метод завивки волос к 50-м годам будет широко внедрён в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами.

Щипцы, находящиеся в постоянной экспозиции литературно-мемориального музея Ф.М Достоевского, помогают воссоздать быт кузнечан середины XIX – начала XX века. Они изготовлены из металла, с деревянными ручками. Датируются рубежом XIX – XX веков. Этот экспонат хранится в фондах музея с 1996 года. Несколько небольших предметов: пузырьки от духов, брошь, булавки и иголки, гребень и щипцы для укладки волос – и вот уже перед глазами всплывает образ женщины. Независимо от века и пространства, в котором она жила, женщина всегда хотела быть красивой и использовала для этого разные предметы и средства. Одним из таких предметов являются щипцы для завивки волос, многовековую историю развития которых мы вам сегодня поведали.

Ольга Голуб, старший научный сотрудник литературно-мемориальный музей им. Ф.М. Достоевского

Фото автора

Газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter