RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 13.06.2011

Реструктуризация школ: стоит ли ломать копья?

В новом учебном году объединятся две школы Заводского района. Нынешняя демографическая ситуация в стране ставит школы в очень трудное положение. Повсеместно идёт процесс реструктуризации образовательных учреждений, в том числе и в Новокузнецке. Три года назад экспертные комиссии закончили оценку девяти образовательных учреждений, в которых должны были произойти большие перемены. Три из них присоединились к другим школам: 105-я слилась с гимназией №62, 7-я – с 48-й гимназией, 21-я – с 71-й. Этим летом объединятся под одной крышей школы №№3 и 79 в Заводском районе.

Нам часто говорят о преимуществах такого слияния. Новая система финансирования, когда «деньги идут за учеником», замечательно вписывается в эту идею. Процесс объединения происходит так: «главной» становится та школа, где больше детей или выше статус. Что даёт реструктуризация? Первое – концентрируются ресурсы, и это позволяет совершенствовать материальную и методическую базу. Во-вторых, улучшается кадровое обеспечение образовательного процесса. Как говорится – качество школ не может быть выше качества (то есть профессиональной подготовленности) учителей. Кроме этого, новые экономические механизмы создают условия для оптимизации расходов на образование.

Тем не менее сей процесс «глобализации» воспринимается неоднозначно. Вызывает опасения судьба «штучных» образовательных учреждений. Вспомним 7-ю школу. По численности и статусу она уступила 48-й гимназии, соответственно, вошла в её состав. И здесь две стороны медали. Гимназия, перейдя в помещение школы, освободила помещение детского сада. С другой стороны, город потерял единственную школу с углубленным изучением немецкого языка.

За последние несколько лет в целом по стране проходили многочисленные акции протеста родителей, чьи дети после объединения должны покинуть родные стены, проститься с полюбившимися учителями и одноклассниками. Кроме того, школа – это не конвейер, ученики требуют индивидуального подхода. При слиянии учреждений возникает риск переполненности классов, и тогда не каждый ребёнок получит частичку внимания педагога. Поэтому при реструктуризации школ необходимо взвесить все «за» и «против», понять, чего же больше – плюсов или минусов.

– Решение о слиянии общеобразовательных школ №№3 и 79 принималось нелегко, – поясняет заведующий отделом образования Заводского района Сергей Стрепан. – Эта идея зародилась прошлой осенью. Напомню, что оба учреждения появились во времена строительства Западно-Сибирского металлургического комбината. И тогда в районе проживало много молодых семей, в школах обучались по две – две с половиной тысячи ребят. Сейчас социальный состав района изменился. Детей стало меньше, учреждения не полностью укомплектованы. Поэтому слияние – это необходимость. Третья и 79-я объединятся под общим номером №79. Возглавит укрупнённое заведение нынешний директор 79-й Светлана Лебедева.

Пока в слиянии запсибовских школ видится только разумное зерно. Благодаря двум зданиям появится возможность разделить учеников разных возрастов. Началка (порядка 550 детей) переместится в помещение 3-й школы. Тем более что введение новых образовательных стандартов в младших классах предполагает насыщенную внеурочную деятельность. Каждому классу выделят собственный кабинет, занятия будут проходить в одну смену. Для дополнительных мероприятий переоборудуют теперь уже ненужные мастерские, кабинеты физики и химии.

– Если будет соответствующее финансирование, то сделаем для малышей малый спортивный зал, хореографическую студию, – добавляет Светлана Лебедева. – Планировали открыть в общей сложности четыре младших класса, но уже сейчас набирается шесть. Два класса в третьей школе обучались по программе Виноградова, остальные, в том числе и наши детки, – по Бунеевской. Все эти направления сохранятся при объединении. Большинство учителей остались со своими учениками. Конечно, сокращение штата неизбежно, но оно будет минимальным. В основном изъявили желание уволиться педагоги пенсионного возраста. Мы готовы принимать и новые кадры, в первую очередь учителей начальных классов.

Большие возможности после объединения появятся и у учеников средней и старшей параллелей, которые будут получать знания в здании 79-й школы. Благодаря слиянию появятся три профильных класса: физико-математический, информационно-технологический, социально-гуманитарный.

– Профили предусмотрены с 10-го класса, у ребят будет больше выбора, – рассказывает Сергей Стрепан. – 79-я школа является базовой в районе по профильному обучению, здесь создан ресурсный центр, накоплен хороший опыт по дополнительному образованию для учеников Заводского района. Для старшей параллели создаём комфортные условия, при слиянии станет более сильным педагогический состав.

– Узнав новость о реорганизации, родители реагировали по-разному, конечно, был страх, – рассказывает и.о. директора школы №3 Елена Печенкина. – И это нормально. В апреле – мае проводились собрания с родителями, проясняли ситуацию, напряжение удалось снять. Тем более что за каждым младшим классом сохранился прежний учитель, предусмотрены специальные комнаты для психологической разгрузки детей. Мы всегда пугаемся чего-то нового. Когда взрослые увидят, что за словами идут конкретные дела, все опасения развеются. Не стоит раньше времени ломать копья.

Валерия Клишина
Фото Константина Новицкаса 

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter