RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 15.06.2011

Пропорционально мажоритарности…

О предстоящих общественных слушаниях по поводу внесения изменений и дополнений в Устав городского округа Новокузнецк было объявлено за две недели до начала обсуждений, однако в большом зале администрации не собралось и пятидесяти человек, считая депутатов. Впрочем, в их рядах также была некоторая «недостача», видимо, повлиял начавшийся сезон отпусков. Горожане, похоже, не проявили особого интереса к теме, хотя она всячески заслуживала всеобщего внимания: обсуждению предлагались изменения в выборной системе города. Как нам предстоит выбирать новых депутатов и главу города и, если есть изменения, то что это даёт развитию демократии – так звучала заданная тема, если говорить коротко.

Конечно, нашему слуху, привыкшему к более «простой» речи, термины «мажоритарность» и «пропорциональность» практически незнакомы, во всяком случае, в обиходе мы их встречаем нечасто. Но так или иначе от мажоритарной системы, такой привычной за многие годы выборов, ныне мы переходим к другому типу волеизъявления: мажоритарно-пропорциональному. Что, по мнению депутата Ольги Кшижинской, ведущей в тот день общественные слушания, является шагом к дальнейшему развитию демократии в Новокузнецке. Так, собственно, эту систему называет любой политический словарь, выделяя главным отличием пропорциональной системы от мажоритарной распределение мандатов между партиями в зависимости от числа поданных за них голосов, а не между индивидуальными кандидатами. Слово «распределение» в данном контексте звучит условно. Мажоритарная система, как известно, основывается на простом подсчёте поданных голосов за того или иного кандидата. Безусловным достоинством пропорциональной системы является её репрезентативность, которая и обеспечивает адекватное представительство партий – их теперь и в городе Новокузнецке достаточно много. Эту политическую силу игнорировать или «не замечать», не учитывая её влияния, уже невозможно. Иными словами – новому этапу общественного развития нужна новая система выборов, которую следует зафиксировать в Уставе и через это сделать легитимной. Такова была задача и общественности, и депутатского корпуса, и администрации города.

Руководствуясь этой задачей, в статью №26 Устава депутаты внесли соответствующие дополнения: «Выборы депутатов городского Совета народных депутатов проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Если выборы признаны состоявшимися и действительными, восемнадцать депутатов городского Совета избираются по мажоритарной системе относительного большинства …, остальные восемнадцать депутатских мандатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями …, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов».

С момента окончания декабрьских выборов в работе Совета народных депутатов будут участвовать не тридцать пять депутатов, как было раньше, а тридцать шесть, что не противоречит законам Федерации и региона. Восемнадцать мандатов отныне будет в руках кандидатов, избранных по мажоритарной системе, а восемнадцать – в руках партий, прошедших «пропорциональные» выборы. Пятьдесят на пятьдесят, именно такое соотношение пока обеспечивает относительную репрезентативность в нашем городском округе.

Таким образом, партии войдут в городской парламент и будут иметь возможность выполнять заявленные на выборах программы, объединяясь вокруг одной идеи. Собственно, это уже и есть фракция, о существовании которой не было нужды говорить при мажоритарной системе выборов. Поэтому в Устав города были внесены дополнения относительно организации и работы партийных фракций. При этом раскладе депутат не будет иметь права поменять фракцию и партийность, будучи избранным «под флагом» именно той партии, от которой он захочет уйти. «Перекраситься» будет непросто. Только при условии сложения полномочий.

Принцип пропорциональных выборов сам по себе не является идеальным демократическим инструментом. В нём также достаточно подводных камней и несовершенств. Такая система способствует вытеснению более мелких и даже средних партий, у которых тоже есть свой электорат. Она не достаточно проста для понимания социума, участвующего в выборах, так как требует хорошей осведомлённости и знаний о партиях и движениях. Она не защищена от внутрипартийных изменений и расколов. Связь между избирателями и «партийным списком» может быть не столь крепкой, как между «простым» депутатом и его округом. Впрочем, пока это только предположения, основанные на чужом опыте. Наработаем свой – тогда оценим.

В системе выборов главы города практически всё осталось без изменений: «победила» мажоритарность, что, собственно, весьма логично.

В ходе обсуждения дополнений и изменений Устава городского округа Новокузнецк были высказаны предложения о проведении референдума с повесткой о выборах, чья система претерпевает изменения. Однако общей поддержки такое предложение не вызвало. Депутаты проголосовали за предложенный проект внесения изменений и дополнений в Устав Новокузнецка.

Татьяна Негода
Фото Марии Коряга (из архива редакции)

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter