RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 30.06.2010

Реке необходим хозяин…

Солнечное утро. Пятница. На носу – выходные, и настроение соответствующее. И экскурсия на пассажирском катере КС-149, в которую мы отправились накануне профессионального праздника работников морского и речного флота, как раз кстати.

Водная прогулка

Свежий речной воздух, ветерок, нежное, ещё не палящее и ласковое утреннее солнышко, живописные берега Томи. Благодать. Для постоянных пассажиров катера – сельских жителей и дачников – поездка по реке Томи не стала обыденной, несмотря на то, что совершают они такие рейсы еженедельно. Какая романтика – плыть на судне в живописные места... Это гораздо приятнее, чем трястись в душном автобусе.

– Для нас поездка на теплоходе – уже как образ жизни, – рассказывает новокузнечанка Ирина Гришенёва, владелица дачи в посёлке Белый Этап. – Мы всю зиму ждём лета, чтобы отправиться на отдых всей семьёй. Дети просто бредят этими местами и даже не понимают, зачем ехать в лагерь. Здесь у них сложился свой круг друзей. Ездили на море и в санатории, но дача для нас привычнее и роднее. Там воздух чистейший и родниковая вода. К тому же это практически наше родовое поместье, где жили наши прадеды ещё в царские времена. Жители той глухой заимки держали пасеки, собирали орехи, били зверя. А в Кузнецк (потом – Сталинск) отправлялись за продуктами и даже на танцы. У кого лошадь была – те вообще счастливые люди. А большинство ходили в город пешком по три – четыре дня через тайгу!

Теперь, конечно, никто из семьи Гришенёвых в этом посёлке не зимует. Приезжают туда отдыхать только летом. Раньше у них, кстати, была своя собственная моторная лодка, как и у других владельцев отдалённых дач. В демисезонье плавсредства хранили в гаражах на берегу. После открытия речного вокзала начали плавать на «Заре», теперь – на катере КС 149.

Смена плавсредства

Речной вокзал в Новокузнецке открыли в 1974 году, и флотилия тогда была многочисленной. На приколе у пристани стояло около десятка теплоходов и катеров. Теперь это уже история. Сейчас новокузнечан обслуживает один катер КС-149. А Новокузнецкий речной вокзал вместе с теплоходом-ветераном «Заря» перешёл в частную собственность. Продажа «с молотка» стала последней надеждой сохранить речной транспорт для города. Принадлежат судоходцам теперь два вагончика, в которых располагаются касса и подсобные помещения. В своё время город отказался финансировать речной вокзал, и теперь средства на его содержание поступают из областного бюджета.

Более мощная «Заря» доставляла пассажиров гораздо быстрее. Посадочных мест на ней было шестьдесят. Комфортабельный уютный теплоход с санузлом, ностальгируют пассажиры. «Заря», несмотря на солидный возраст – а она перешагнула 30-летний рубеж, – до сих пор бороздит реки. Сначала её приобрёл частный предприниматель из Кемерово, потом перепродал теплоход в Томск.

– Она нас ещё переживет, – шутит капитан Александр Лобанов. – Просто на «Заре» ремонт очень дорогой. На новом катере он доступнее.

Река мелеет

Сменить теплоход на менее мощный катер пришлось не совсем по причине его устаревания. Просто река стала совсем мелкой. Раньше – лет 30 назад – по Томи ходили гружёные баржи, возили уголь, лес, почту.

– Вы представляете, какая проходимость была у Томи! – вспоминают пассажиры. – Ведь груз шел тоннами. И река позволяла это делать, сейчас – нет. Острова с густым лесом посреди Томи выросли за последние годы. Кустарники переросли в рощи на островках. Это ведёт к обмелению, изменению русла реки. Большие изменения в Томи произошли после того, как начали строить Крапивинское водохранилище и вырубать вдоль берегов берёзовую поросль, сетуют речники. Река мелеет ещё и от того, что разрезы угольные разрезы ведут выработки, а угольные отвалы заполняются водой из реки в больших объёмах.

Бессменный капитан

Путь на капитанский мостик – это сплав сомнений, опыта, жестоких жизненных испытаний и постоянной учёбы. Капитан судна Александр Лобанов (на фото) в этом году отмечает юбилей – вот уже 35 лет бороздит он реки. Из них большую часть – 29 лет! – главную водную артерию Кемеровской области – Томь. Несмотря на сложности, изменения в структуре речного вокзала и его финансировании, он предан своему делу. Любимому делу. В Новокузнецке Александр оказался по стечению жизненных обстоятельств. Сам он родом из Тверской области, жил на берегу Волги и вместе с дядей-капитаном часто ходил в рейсы. Позже уже осознанно поступил в Московский речной техникум и по его окончании продолжил капитанскую династию. Зимой сотрудники речного вокзала уходят в отпуска, организуют дежурство вокзала, ремонтируют катера и оборудование. И ждут долгожданного сезона навигации.

Третий год служит на катере механик и сменный капитан Сергей Ломака. При выборе профессии его также позвала романтика водных просторов. Любит природу, речку, поэтому и поступил в Семипалатинский техникум речного флота. Раньше работал на Оби, Иртыше. После переезда в Новокузнецк Сергей трудился не по специальности, но всё мечтал о речке. Ждал, когда освободится вакантное место. Устроился сюда сразу же, как только появилась возможность.

– Как красиво, - говорит он, – показывая вокруг, – всю жизнь люди к реке-то стремились, к природе. Я и на флоте служил, но море не так люблю, как речку. Она – как живая для меня. Несмотря на сложности профессия, любимая. Я вообще оптимист по жизни и верю, что руководство города и области всё-таки обратит внимание на Томь. Возможности задействовать реку и для экскурсий и водного туризма есть.

Перспективы и планы

У реки должен быть хозяин, убеждены сотрудники речного вокзала. Необходимо вкладывать деньги в её очистку, постройку набережной, покупку теплоходов. По более мелким местам могут проходить теплоходы на воздушных подушках. К слову, «чистка» реки на перекате, о которой говорят пассажиры теплохода, селяне и дачники, обходится в миллион рублей. А таких проблемных участков на стокилометровом участке уже пять: Нарыкский, Нижне-Нарыкский, Еловый, Ячменюхинский, у Рябого Камня.

– Если мы раньше в сентябре могли встать на прикол из-за мелкой воды, – рассказывает Александр Лобанов, – то сейчас – в конце или даже начале июля. Ну а потом будем курсировать с речного вокзала до Ильинского моста, возить людей на экскурсии, на пикники и свадьбы. Стоять не приходится – заявки идут. Нынче летний сезон богат на желающих прокатиться на катере и полюбоваться красотами родной природы.

***

Томь (правый приток Оби) – самая большая и полноводная река Кемеровской области. Свое начало берёт на западном склоне Абаканского хребта и впадает в реку Обь. Томь – излюбленный маршрут водных туристов. Интересны и её притоки: Бель-су, Мрас-су, Уса, Кондома, Верхняя Терсь, Средняя Терсь, Нижняя Терсь, Тайдон, Уньга. Река Томь судоходна до города Томска, в высокую воду – до Новокузнецка.

Дина ПРУДЬКО, газета "Новокузнецк"

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter