RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 22.06.2011

Об энергосбережении...

 

Объективный учёт – необходимое условие энергосбережения, или Государство обязано заставить мою семью рассчитываться по счётчику.

Как часто мы, россияне, живущие в начале XXI века, мечтаем получить в своё распоряжение «волшебную палочку». Возникни какая-либо проблема – взмахнул палочкой – и разрешилась проблема к всеобщему удовольствию. Это я к тому, что и в области энергосбережения нередко используемые нами способы решения проблем иначе как попытками махать «волшебной палочкой», не назовёшь...

Более десяти лет, с середины 1990-х годов, отечественные и зарубежные специалисты в области энергосбережения убеждали народ, населяющий великую страну Россию, и его «слуг» – чиновников всех уровней – в том, что, не установив счётчик воды, тепла, газа или электроэнергии, не следует ожидать рачительного использования энергоресурсов. Под энергосбережением следует понимать именно рачительное, или оптимальное, использование ресурсов. Экономить или не экономить ресурсы – право каждого потребителя; он сам решает: нужно ему это или нет. Именно поэтому корректно говорить не об экономии ресурсов, а о рациональном, рачительном или оптимальном их потреблении. Государство в обычной жизни не вправе заставить гражданина экономить, скажем, колбасу, бензин или горячую воду. Но государство и общество, если, конечно, заинтересованы, имеют право стимулировать граждан и предприятия экономить тот или иной ресурс, изменяя правила пользования ресурсом, изменяя налоги и так далее.

Существует аксиома: нельзя сэкономить то, что не учтено. Значит, если нет учёта – подчёркиваю: объективного (приборного), не зависящего от отдельного субъекта, – нельзя ожидать от потребителя и, конечно, от производителя ресурсов действий по их экономии, тем более действий, которые требуют определённых знаний, усилий и затрат.

Наконец-то специалисты убедили нас в необходимости счётчиков. Приняли новый закон ФЗ №261 «Об энергосбережении...», который, казалось бы, обязывает всех установить счётчики. В разных городах и регионах страны в срочном и массовом порядке устанавливают счётчики воды и тепла. Ура, вот она, та «волшебная палочка», которая приведёт нас к эффективному потреблению энергоресурсов, подумали ответственные руководители, «махнув» ею...

Но что получили?

Многие руководители городов, проанализировав данные о потреблении городом ресурсов, с удивлением узнали, что после установки счётчиков экономия если и есть, то неожиданно малая. А иногда счётчик показывает, что дом потребляет больше ресурсов, чем ему выставляли в платёжном требовании до установки счётчика.

Как же так, вложили средства, установили счётчики, а экономии нет?

Ошибка кроется в том, что многие руководители и большинство граждан искренне убеждены в том, что установка счётчика ведёт к экономии. На самом деле экономия возможна только в одном случае: если поставщик ресурсов выставлял потребителю счёт за большее количество ресурсов, чем потребитель потреблял, то есть относил на потребителя потери по трассам и так далее. Ведь сам по себе счётчик ничего не экономит, он всего лишь определяет фактический объём потребления. Сегодня, в отличие от начала 1990-х годов, основные потери ресурсов происходят уже не при их производстве и транспортировке, а при потреблении, у конечного потребителя. Большое количество российских производителей ресурсов, несмотря на сложности 1990-х годов, серьёзно и эффективно поработали над внедрением новых технологий и материалов, получив реальные результаты, то есть снижение потерь, как при производстве, так и при транспортировке ресурсов. И сегодня основные причины нерационального (большего) потребления ресурсов кроются в нерациональном их использовании конечным потребителем.

Строго говоря, цель реформы ЖКХ России следует обозначить как «необходимость появления у каждого унитаза в нашей стране собственного хозяина». В городе Малоярославец компания «SAYANY», в которой я работал генеральным директором, отвечает за приборный учёт потребления тепла, горячей и холодной воды от котельной до жилого дома и квартиры. Анализ потребления ресурсов, объективное (приборное) сведение балансов между их производством и потреблением позволили понять, где нерационально используются ресурсы. Более чем в 30 процентах жилых многоквартирных домов были обнаружены утечки через «бегущие» унитазы и смесители, составляющие более 20 процентов общего потребления ресурсов.

Надо заметить, что в Малоярославце жилой фонд находится в весьма приличном состоянии. Какую же долю потреблённого ресурса составляют утечки в проблемных домах, которых в стране ещё очень много? Обратите внимание: этими 20 процентами ресурсов в принципе никто не пользовался – «бежит» себе унитаз в среднем этак литров 30 в час (иногда и до 200 литров), соответственно, 720 литров в сутки. При этом разумное, а тем более нормативное потребление воды жильцами этой квартиры (три человека) не должно превышать 500 литров. То есть такая семья вместе с протекающим унитазом потребляет вместо 500 литров в сутки более тысячи (1220 литров)! Как вы думаете, эта семья заинтересована в установке счётчика на воду, который покажет, что платить надо в два раза больше? Или, может быть, эта семья заинтересована срочно отремонтировать свой унитаз? Зачем, он ведь работает, свою функцию выполняет! А что много воды утекает, так ведь за неё при оплате по нормативу платить не придётся.

Если мы организовали объективный (приборный) учёт на вводе в жилой дом, то следует сделать анализ и, возможно, как в случае, который я только что описал, провести первое мероприятие – отыскать в этом доме «бегущие» унитазы. Понятно, что в существующей сегодня системе управления ЖКХ поиск текущих унитазов никому не нужен. Владельцу квартиры, который оплачивает потреблённый ресурс по норме потребления, совершенно необязательно ремонтировать унитаз. Управляющей компании, которая обслуживает этот дом, тоже нет никакой необходимости его искать и налаживать, а поставщик ресурсов (воды) будет только рад тому, что у него купят больше товара (воды). Более того, в следующем году он просто поставит вопрос об увеличении в городе нормы потребления воды на одного человека.

Вот так, в принципе, сегодня выглядит ресурсоснабжение в ЖКХ большинства российских городов: никому ничего беречь не надо, и уж тем более нет никакой персональной выгоды от сбережения.

Или ещё пример, как контролируется работа коммунальщиков со стороны администрации в большинстве городов: нет жалоб от жильцов, значит, хорошо работают. Но ведь никто не пожалуется на перетоп – превышение температуры в квартире, скажем, на 2°С. Для справки: в условиях Москвы такой перетоп приводит к дополнительному потреблению тепловой энергии на пять – семь процентов.

Смею утверждать, что установка счётчика должна приводить не к экономии ресурсов, а, следовательно, и денег. Установка счётчика должна приводить к тому, чтобы собственнику дома или нанятому им исполнителю стало выгодно починить протекающий унитаз, прикрыть регулятор на батарее, а для этого – установить такой регулятор. Иными словами, именно установка счётчика позволяет создать условие, при котором у унитаза появляется хозяин. И если соблюдается второе необходимое условие ресурсосбережения – оплата потреблённого ресурса на основе показаний счетчика, а не норматива, – то хозяин начинает следить как минимум за правильностью работы унитаза. И, как правило, принимает решение о замене унитаза на современный, который, не менее эффективно выполняя свою основную функцию, расходует при этом в два раза меньше воды.

Смею утверждать и то, что счётчик является инструментом социальной справедливости, так как только его наличие позволяет физическому или юридическому лицу оплачивать столько ресурсов, сколько он потребил, а рассчитываться за потреблённый ресурс – это его обязанность как потребителя. Никому из разумных руководителей электрических сетей не приходит в голову позволить потребителям рассчитываться за электрическую энергию без счётчиков. По собственному опыту знают: как только удаляется электросчётчик, люди перестают пользоваться выключателями. Какой смысл выключать лампочку – завтра или через час её снова надо будет включать, какой смысл устанавливать энергоэффективные лампочки, холодильники, утюги и пылесосы, если нет счётчика?

Сегодня по счётчикам желает рассчитываться только та часть населения, которой надо экономить деньги, – они готовы для этого ограничить себя в потреблении ресурсов. Значительная же часть населения не горит желанием ограничивать себя в потреблении ресурсов (ведь так мы «превратимся в немцев – это они всё экономят»). Но и желания платить завтра больше, чем сегодня, у «нормальных» россиян, естественно, не возникает.

Основная причина, препятствующая наличию в каждой квартире счётчика, – существующая в РФ правовая норма в Жилищном кодексе. Статья 157 гласит: «Размер платы за коммунальные услуги 1. Размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг».

Обратите внимание: это Жилищный кодекс! Поясняю, не могут быть созданы нормативные акты более низкого уровня (ФЗ, постановления правительства, правила и другие), противоречащие ЖК.

Отсюда, до тех пор, пока норматив потребления будет выгоднее счётчика, собственник квартиры не установит счётчик. А таких квартир довольно много: это и те, где фактически проживает большее количество людей, чем зарегистрировано, и квартиры с протекающими смесителями и унитазами.

Нам пора отказаться от такого понятия, как норматив потребления, ведь ничего общего с фактическим потреблением ресурса в конкретной квартире он не имеет (внести соответствующее изменение в Жилищный кодекс). Почему же мы это понятие применяем для определения количества потребленного ресурса? Просто специалисты, пишущие законы, не знают, как это сделать по-другому, их этому не учили.

Для справки, понятие норматив потребления отсутствует в развитых странах.

Вернёмся к разговору о «волшебной палочке» и чудесах. Когда мы ожидаем эффекта от установки счётчиков, то следует помнить, что специалисты, во всяком случае, ответственные и грамотные, утверждают – установка счётчиков – это только первый шаг в деле энергосбережения, но не единственный, хотя и, безусловно, обязательный. Не сделав этот шаг, не организовав объективный (приборный) учёт, мы не получим необходимое условие, которое позволит определить следующие эффективные шаги в деле энергосбережения. Это могут быть, как в примере с унитазом, выявление текущих кранов, или несанкционированных тёплых полов на ГВС у отдельных «продвинутых» жителей, либо контроль и соблюдение температурных графиков путем монтажа соответствующей автоматики и другое.

Типичная ошибка, мешающая получить желаемое снижение потребления ресурсов в масштабах города, заключается в том, что, определив и сделав первый шаг, руководители городов часто не создают необходимых условий для второго и последующих шагов. Установив счётчики на вводе в дом, но, не изменив системы оплаты, которая должна привести к появлению заинтересованной в снижении потребления ресурсов стороны, не следует ожидать экономии.

Между тем способов создать необходимые условия всего два.

Первый чиновникам понятен и привычен. Сама администрация должна контролировать потребление ресурсов в домах; определять, в каких потребление выше. Для них разрабатывать, утверждать и финансировать мероприятия, которые должны приводить к снижению потребления ресурсов. После чего можно контролировать достижение запланированных показателей ресурсопотребления. Почему это должно быть заботой администрации? Да потому, что в существующей сегодня системе это больше никому не надо: ни управляющим компаниям, ни собственникам квартир.

И такой способ весьма популярен. Считается, что он позволяет держать «руку на пульсе», правда, при этом объём работы, а, следовательно, и армия чиновников, постоянно растёт. И, к сожалению, такой способ абсолютно неэффективен и даже порочен. Однако именно его применяют в большинстве городов. И именно поэтому результаты не совсем те, а чаще совсем не те, на которые рассчитывали.

Второй способ распространён во всех развитых странах. О нём точно выразился бывший мэр Малоярославца В.Г. Жадьков: «Я хочу, – сказал мэр, – чтобы по вопросам ЖКХ жители города перестали обращаться ко мне». Для такого способа необходимо создать условия, при которых появятся стороны, заинтересованные в энергосбережении, или, как я уже выражался, у каждого унитаза должен появиться хозяин.

К сожалению, чиновников, которые не боятся (именно не боятся) применять второй способ, в нашей стране немного. И этому есть разумное объяснение – так написаны в нашей стране законы. Так построена вертикаль власти. Не важно, кто виноват на самом деле, важно, с кого спросят. А спросят с мэра, вот ему и приходится вмешиваться в ручном режиме в управление коммунальным хозяйством города.

Что декларирует жилищное законодательство РФ в сфере управления так называемым жилищно-коммунальным хозяйством города? Жители домов должны стать их хозяевами и сами решать проблемы эксплуатации жилья. Сами, без посторонней помощи, должны выбирать управляющие компании. Сами – разбираться, почему это у них в доме потребление воды и тепла больше, чем в соседнем. И сами знать, что могут сделать для снижения этого потребления. Естественно, что жители – граждане России, которых почти сотню лет отучали управлять своим домом, которым прививали иждивенческие настроения, – не могут сразу стать хозяевами. К тому же бывшие ЖЭКи и ДЭЗы, справедливо опасаясь за своё будущее, опасаясь не выдержать конкуренции с частными управляющими компаниями, всячески стараются запугать жильцов: мол, не получите денег на ремонт дома, придут аферисты и непрофессионалы и так далее, то есть всеми силами стараются сохранить существующее положение дел.

Основная задача администрации в этой ситуации – поддерживать инициативных жильцов, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для конкуренции среди управляющих компаний, оказывать финансовую поддержку домам, которые будут эффективно управляться. Очень важно определить и контролировать критерии эффективности управления домами. Почти в каждом городе есть хорошие программы: «Лучший двор», «Лучший дом», почему бы не добавить к этим программам «Энергоэффективный дом» и оценивать дома в городе по количеству потреблённой воды и тепла из расчёта на одного жителя дома?

Для решения этих вопросов предлагаю воспользоваться услугами региональных представительств завода по производству приборов учёта «SAYANY», находящихся практически по всей России, в том числе и в городе Новокузнецке.

Опираясь на более чем 15-летний опыт разработок, производства, внедрения и эксплуатации оборудования, аккумулировав опыт и знания десятков монтажных организаций в разных регионах страны, компания «СаяныСпецСтрой» способна решать самые сложные технические задачи во многих регионах страны. Уверен, нам удастся самоорганизоваться, удастся вырастить хозяина в каждом жилом доме. Хозяина, который заинтересован в эффективном управлении, в снижении потребления ресурсов, в грамотной эксплуатации наших домов. А администрации городов в этом случае смогут сосредоточиться на других, не менее важных городских проблемах: дорогах, школах, больницах, безопасности. Появившиеся в домах хозяева научатся нанимать те управляющие компании, которые будут не просто устанавливать счётчики или менять стояки отопления, а подходить к решению проблем комплексно: введут учёт не ради учёта, а учёт ради эффективного потребления ресурсов. А мы, граждане России, в этом случае получим в своих городах и домах то, что должны и то, что давно хотели, – качественные коммунальные услуги за разумные деньги.

Технический директор ЗАО «ИВК-Саяны», председатель совета директоров ООО «СаяныСпецСтрой» Игорь Кузник: www.kuznik.ru

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter