RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 25.01.2011

Объединение вузов: проект или реальность?

О возможном объединении КузГПА и СибГИУ говорили ещё лет десять назад. Изначально предложение о соединении с педакадемией поступило от прежнего ректора Сибирского государственного индустриального университета Николая Кулагина. Однако в то время эта идея так и не воплотилась в жизнь. Актуальность она обрела вновь в конце прошлого года. В средствах массовой информации стали появляться материалы, в которых руководители и сотрудники двух старейших вузов города утверждали о необходимости соединения…

«Больше – значит, лучше» – похоже, именно эти слова решили сделать современным девизом российского образования. Идея об объединении и укрупнении вузов неоднократно высказывалась министром образования РФ Андреем Фурсенко. Заявленная цель – повышение качества образования. Однако очевидно, что оно определяется совсем другими критериями, нежели просто размером учебного заведения.

В связи с этим у нашей газеты возникло множество вопросов о целесообразности «родства» двух совершенно разных по направленности вузов, тем более что оно может серьёзно отразиться на судьбе будущего поколения новокузнечан. Высказать свою точку зрения на эту проблему мы попросили ректора КузГПА Сергея Редлиха, заведующего кафедрой теории и методики преподавания информатики, первого проректора КузГПА Максима Можарова и доцента кафедры всеобщей истории Андрея Полухина.

– Предполагается, что при объединении КузГПА и СибГИУ образуют Южно-Кузбасский государственный университет, – отметил Максим Сергеевич Можаров. – Это рабочее название учебного заведения, которое мы указываем во всех программах. В составе университета будет открыт ряд институтов. Пока их точное количество не определено. Планируется, что Кузбасская государственная педагогическая академия войдёт в новый университет гуманитарно-педагогическим институтом, СибГИУ – несколькими институтами. Наш индустриальный университет имеет лучшую материально-техническую базу среди вузов за Уралом. Кроме того, в СибГИУ сильный профессорский состав, который закрывает почти все университетские специальности естественно-научного цикла. В свою очередь за КузГПА остаётся гуманитарный профиль. Хотя в дальнейшем эта структура может измениться. Предполагается лицензировать университетские специальности, которых нет на сегодняшний день в вузах города. Наши выпускники смогут работать не только педагогами, но и научными сотрудниками. Появятся и другие специальности, в том числе «туризм» и «журналистика». Таким образом мы могли бы привлечь в наш институт большее количество абитуриентов. Со временем часть специальностей сузится из-за того, что потребность в них отпадает. Но пока говорить об этом ещё рано. В случае соединения и академия, и университет будут равными структурами, нельзя допускать разделения на «мы» и «они». Худший вариант создания университета – это присоединение одного вуза к другому. КузГПА и СибГИУ – достойные учебные заведения, имеющие свою историю. На базе этих двух вузов создавалось высшее образование в Кузбассе. При организации университета нужно максимально сохранить штат сотрудников. Не хотелось бы, чтобы наши педагоги потеряли работу. Возможность объединения обсуждалась на уровне области. Заместитель губернатора по вопросам образования и культуры Елена Руднева отметила, что эта идея перспективна. Но у представителей Кемеровского государственного университета есть масса возражений. Из-за возможной конкуренции КемГУ невыгодно создание ещё одного крупного университета в Кузбассе. Проект объединения должны одобрить коллективы, учёные советы и ректоры вузов. Затем он должен быть принят на уровне области, Министерством образования. Есть предварительное мнение учёного совета КузГПА. Двадцать семь заведующих кафедрой, которые являются лицом нашего вуза, идею объединения поддержали. Среди коллективов эта проблема детально ещё не обсуждалась. В классическом университете смогут обучаться порядка пятнадцати тысяч студентов юга Кузбасса. Кроме того, мы «оттянули» бы абитуриентов из многочисленных филиалов, большинство из них по качеству обучения сложно назвать вузами.

Предполагается, что «родство» вузов не отразится негативно на обучении нынешних студентов. Они получат высшее образование по тем же программам. Но закончат Южно-Кузбасский государственный университет. Конечно, студентам следовало бы беспокоиться в случае понижения статуса вуза до колледжа. С другой стороны, гарантирует ли «пафосный» статус получение более качественного образования? Все мы прекрасно помним, как Новокузнецкий государственный педагогический институт стал Кузбасской государственной педагогической академией, привычный Сибирский металлургический институт «возвеличили» академией, а затем университетом. Но что кардинально изменилось с новыми вывесками? К примеру, в КузГПА значительно увеличилось число преподавателей, имеющих учёные степени кандидата наук и доктора наук, был открыт диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

– Торопиться с объединением мы не будем, – подчеркнул ректор КузГПА Сергей Михайлович Редлих. – Хотя если обстановка в стране не изменится, то нам кажется, что это самое разумное решение в сложившейся ситуации. Изначально мы хотели стать участниками сетевого университета. Был подписан договор с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена – ведущим педагогическим вузом РФ. Опираясь на него, мы имели бы возможность качественного роста. Сетевое объединение образуется на уровне интеллекта. Преподаватели академии ездили бы туда и перенимали лучший опыт своих столичных коллег. В свою очередь и у преподавателей университета появилась бы возможность пополнить свой багаж знаний в нашем вузе. Например, одним из сильных направлений в КузГПА стала риторика. Мы разработали новый учебник по этому предмету и отправили его в Москву. Через РГПУ имени Герцена педакадемия могла бы мобильно связаться с любой библиотекой мира, быть ближе к европейскому образовательному процессу. Однако министр образования выступил против этой идеи. В качестве альтернативы – объединение КузГПА с родственными по профилю вузами. Например, мы могли бы стать филиалом Новосибирского педагогического университета, но для города классический университет, на мой взгляд, более выгоден и полезен. Объединение необходимо с точки зрения экономики и дальнейшего развития региона. В ближайшее время государство планирует значительную часть коммунальных платежей переложить на плечи вуза, поэтому содержание помещений станет разорительным. Страны, имеющие достижения в экономике, например, Финляндия, Индонезия, Япония, давно осознали, что университеты – локомотивы развития. Если юг Кузбасса хочет развиваться, а не оставаться на уровне сырьевого придатка, необходим основательный фундамент, а это классический университет. Правительство России планирует уменьшить количество высших учебных заведений. Проект закона предполагает три вида высших учебных заведения: колледж, институт и университет. При этом колледжам разрешено готовить только бакалавров, в них не будет аспирантуры, диссертационных советов. Институт в отличие от колледжа обладает программой подготовки специалистов. Но и СибГИУ, и КузГПА вряд ли будут иметь такие программы. Если закон примут, а мы не будем стремиться к объединению, то судьба обоих вузов – колледж. Соответственно, это понижение интеллектуального потенциала города. Отмечу, что в педакадемии на десять студентов приходится один преподаватель. Ежегодно по не зависящим от нас причинам цифры набора абитуриентов снижаются. В последний год на дневном отделении количество студентов уменьшилось на сто двадцать человек, это около 20 процентов. То есть получается, что двенадцать преподавателей оказались «лишними». В течение пяти лет их станет уже шестьдесят. В прошлом году было сокращено восемьдесят педагогов. Процесс оказался болезненным, мы готовились к нему два года. Боюсь, что в этом году сокращение сотрудников может продолжиться. Поэтому без объединения нам не обойтись. Больших преимуществ в финансировании мы не увидим, но определённая экономия появится при оплате коммунальных платежей.

Тема объединения педагогических вузов с другими учебными заведениями на слуху уже несколько лет. Существует мнение, что выпускников педуниверситетов могут с успехом заменить выпускники классических университетов. Однако, по мнению многих российских учёных, оно может быть ошибочным. Дело в том, что учитель является ключевой фигурой при любом социальном устройстве государства и во все времена развития человеческой цивилизации. И готовят его в педагогических университетах в специально созданной и сложившейся системе педагогического пространства. И стандарт педагогического образования предусматривает большее количество часов, отведённых на педагогику, психологию, методику и технологии, педагогическую практику, в отличие от стандартов классического университета. Выпускники классического университета более успешно подготовлены к исследовательской и преподавательской деятельности со взрослыми людьми.

– Есть положительные примеры при объединении педвузов с другими учебными заведениями, – отметил Сергей Михайлович Редлих, – есть случаи, когда педагогика отошла на второй план. Например, в своё время в Казахстане ряд педагогических вузов вошёл в состав университетов, что привело к падению качества общего и среднего образования и исчезновению для общества значимой фигуры учителя. В итоге спустя некоторое время указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева эти пединституты были открыты вновь. Остаётся надеяться, что в нашем случае негативных последствий не произойдёт.

Свою точку зрения на возможность создания классического государственного университета в Новокузнецке изложил доцент кафедры всеобщей истории, философии и социальных наук Андрей Полухин.

– Классический университет крайне нужен нашему городу, – подчеркнул Андрей Николаевич. – В Европе, как правило, в городах существуют классические университеты. Советская модель, где в провинциальном городе есть только педагогический и технический вузы, давно исчерпала себя. Она не позволяет гибко реагировать на потребности общества. В этом плане мы отстаём и от общероссийских тенденций. В крупных не областных городах, таких как Магнитогорск и Тольятти, классические университеты были созданы на базе педагогических и технических вузов ещё 10 лет назад. По многим причинам в Новокузнецке этого не произошло. Проблема в том, что высшим образованием в городе мало кто серьёзно занимался. Известно, что вузы в Кемеровской области имеют невысокие рейтинги. Необходима осознанная государственная политика в сфере высшего образования. Об этом сказано и в программах развития Кемеровской области, которые составлялись учёными из Санкт-Петербурга. В прошлом году была разработана и принята стратегия развития Сибири до 2020 года. Она предусматривает создание в Новокузнецке национального научно-образовательного и научно-производственного центра в сфере металлургии и угля. Без объединения ресурсов двух основных вузов Новокузнецка невозможно выполнить эту важную правительственную задачу. Это означает, что городу необходим университет мирового уровня хотя бы в этой сфере. Специализированные вузы ограничены в рамках своей специализации. Не может КузГПА открывать непедагогические специальности даже в гуманитарной сфере. Не вправе и СибГИУ вводить непрофильные направления. В итоге нет полноценного развития города, отмечается большой отток молодёжи из Новокузнецка. У нас невысокий уровень культуры. Отсутствие качественного образования сказывается буквально на всех сферах: от госуправления до производства.

Андрей Николаевич давно вынашивает идею о необходимости создания при университете студенческого городка. Мысль, возможно, покажется утопической, на её реализацию потребуется не один десяток лет. И всё же она заслуживает внимания.

– Кампус СибГИУ логически не завершён. Пара общежитий – это не полноценный студенческий городок университетского кампуса, – прокомментировал Полухин. – Нужен квартал общежитий. Без этого невозможно будет создать замкнутое образовательное университетское пространство. У меня есть старая идея организовать студгородок в жилых кварталах на улицах Хитарова и Энтузиастов. Дома создавали как коммуны для первостроителей Кузнецкстроя. Это готовое жильё для студентов, которое нужно лишь немного реконструировать, модернизировать.

– А куда переселить людей, ныне проживающих в этих домах? – спрашиваю я.

– Необходимо разработать программу переселения этих жителей, – ответил наш собеседник. – Образование научных центров прописано в правительственных программах. На всё можно выделить деньги. Есть предпосылки создать в Центральном районе центр культуры, образования и бизнеса, это будет на благо всего Кузбасса. Конечно, для воплощения этой идеи потребуются десятки лет, но предпосылки к этому есть. Кроме того, нужно приглашать на работу в Новокузнецк докторов наук из ведущих вузов страны, предлагая им достойные условия проживания и зарплату. И они сюда поедут. В городах, где существуют серьёзные научные центры, – в Томске, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, даже в Москве и Санкт-Петербурге проживает большое количество докторов наук. И не всегда у них есть постоянное место работы, существует проблема с жильём. Только в одном Томском госуниверситете около 350 докторов наук, а в КемГУ около ста. У нас во всём городе их восемьдесят два. При слиянии КузГПА и СибГИУ будет максимум около семидесяти докторов наук. И, как показывает практика, при естественном развитии их больше не станет. Приехавшие учёные станут основой для научных школ и направлений. Нефтяные города Севера (например, Ханты-Мансийск и Сургут) активно проводят такую программу в жизнь. Идею университета надо активно пропагандировать в нашем городе. День открытия такого университета можно сделать всенародным общегородским праздником.

В ближайших номерах газеты мы продолжим разговор об объединении вузов с ректором СибГИУ Сергеем Мочаловым.

Валерия КЛИШИНА
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter