RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 25.01.2011

Вопрос-ответ: Как вернуть деньги за авиабилет и многое другое

Сегодня на волнующие горожан вопросы отвечает Ирина Лисина, исполнительный директор Южно-Кузбасского некоммерческого партнёрства туристической индустрии.

– Имеет ли право туристическая фирма предоставлять информацию о клиенте третьему лицу без согласия клиента?

– Если речь идёт о предоставлении турфирмой таких данных для выполнения поручения по оформлению билетов, страховки, визы и тому подобного для туриста в рамках заключённого между ними договора, то дополнительно получать согласие клиента не нужно. Договор является выражением согласия туриста. В том случае, если данные туриста без его согласия переданы третьим лицам в иных целях, выходящих за рамки поручения туриста, и такая передача незаконна, – это уже нарушение его прав на обеспечение конфиденциальности персональных данных, и турист имеет право на судебную защиту нарушенных прав. При этом обязанность предоставить доказательство получения согласия туриста на передачу данных третьим лицам возлагается на лицо, осуществляющее обработку таких данных.

– Как вернуть деньги за аннулированный авиабилет?

– Отказ страховой компании в возмещении стоимости забронированного билета полностью правомочен, так как в Garantie assistance содержится чёткое указание на обязательное наличие гражданства Евросоюза. Однако страховая компания является лишь финансовым гарантом по обязательствам турфирмы. Вы имеете право обратиться напрямую в фирму, осуществившую продажу билета, с претензией о возврате его стоимости из собственных средств этой фирмы, сославшись на то, что в ваш адрес было направлено обязательство о возврате стоимости билета в случае его аннулирования. Кроме того, можно обратиться с такой же претензией и к компании-авиаперевозчику в случае, если денежные средства, оплаченные за билет, были перечислены от турфирмы компании-авиаперевозчику.

– Как получить разрешение на выезд ребёнка от родителя, которого нельзя найти?

– В соответствии со статьёй 20 ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» №114-ФЗ при выезде несовершеннолетнего гражданина РФ без сопровождения за границу кроме паспорта с собой требуется нотариально оформленное согласие законных представителей с указанием срока выезда и государства, которое он намерен посетить. Законными представителями несовершеннолетних российских граждан являются родители, усыновители, опекуны, попечители. Нотариально оформленное согласие на выезд несовершеннолетних граждан РФ может быть заверено на территории РФ только нотариусом. Но в жизни случаются разные ситуации. В турфирмах часто сталкиваются с такой проблемой, когда один родитель едет отдыхать с ребёнком, а от другого получить нотариально оформленное согласие не представляется возможным (разведены, неизвестно местонахождение, не общаются и так далее). Что делать в такой ситуации сотруднику турфирмы? Многие сотрудники турфирм не обращают внимания на наличие нотариально оформленного согласия второго родителя перед путешествием или просто не ставят туриста в известность о данном условии. Часто в аэропорту пограничников интересует не только заграничный паспорт ребёнка, но и нотариально оформленное согласие второго родителя на выезд ребёнка за границу, несмотря на то, что в законе под «указанными лицами», которые должны дать своё нотариально оформленное согласие на выезд ребенка, можно понимать как одного из родителей, так и обоих. Впоследствии туристы винят в срыве отдыха именно турфирму. Чтобы этого избежать, следует в обязательном порядке письменно предупреждать туристов о данном требовании законодательства. Если второго родителя невозможно найти, то родителю, который собрался отдохнуть с ребёнком за границей, придётся заранее позаботиться о решении данной проблемы. Совет, который может донести турфирма до своего клиента, заключается в следующем: факт отсутствия второго родителя необходимо подтвердить документом. Например: матери-одиночке могут выдать в районном управлении социальной защиты населения справку о том, что она получает ежемесячное пособие на ребёнка, или справку о статусе мамы. В случае если второй родитель был лишён родительских прав, вашему клиенту поможет копия решения суда, подтверждающая данный факт. Свидетельство о смерти одного из родителей является также документом, который подтверждает отсутствие второго родителя. Если же второй родитель судом признан безвестно отсутствующим, то необходимо предъявить копию решения суда об этом. Если в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк, тогда никаких других документов матери ребёнка не надо. А если отца нет, но он был вписан в свидетельство о рождении со слов матери (такое делается в интересах ребёнка), то загс может выдать справку, подтверждающую этот факт. В случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит официально о своём несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке. В таком случае поездку придётся отложить до вынесения решения суда.

– Где в Интернете можно ознакомиться с полным перечнем туроператоров РФ?

– Единый федеральный реестр туроператоров размещён на официальном сайте федерального агентства по туризму Российской Федерации: http://reestr.russiatourism.ru

 

– Турфирма уже почти месяц возвращает деньги на банковскую карту. Говорят, ждите. От чего зависит срок возврата средств?

– Срок зачисления на банковскую карту денежных средств, подлежащих возврату, может зависеть от скорости прохождения информации между турфирмой, банком, обслуживающим турфирму, и банком, выдавшим вам карту. Задержка в возврате денежных средств может быть также вызвана действиями/бездействием одного из указанных лиц. Скорее всего, в договоре между вами и турфирмой сроки возврата денежных средств не закреплены. Однако это не препятствует вашему праву требовать исполнения обязательств турфирмы в разумный срок. Необходимо определить, на какой стадии находятся сейчас предназначенные вам средства, для этого нужно знать, когда и какие действия были предприняты турфирмой в этом направлении. Рекомендуем направить письменное требование в турфирму о возврате причитающихся вам денежных средств. Это также позволит вам по истечении семидневного срока со дня предъявления требовать от турфирмы в соответствии со статьёй 15, п. 2 статьи 314 и статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации уплату процентов на сумму этих средств и/или возмещения причинённых убытков.

– Туристам задержали рейс на семь часов, из-за чего у них пропал день отдыха. Авиаперевозки в договоре выделены отдельным пунктом. Туристы предъявили нам претензию на возврат полной стоимости тура. Как нам поступить в данной ситуации?

– Так как авиаперевозка является отдельным отношением (договор перевозки) и данный факт указан в заключённом турфирмой с туристами договоре, ответственность за задержку рейса будет нести авиакомпания (перевозчик). Турфирма выступает в этих отношениях в качестве посредника, который от имени туристов заключил договор перевозки с авиакомпанией, права и обязанности по которому возникают непосредственно у туристов и авиакомпании. Действительно, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1, нормы которого применяются к данным отношениям, ваши туристы имеют право на возмещение авиакомпанией убытков, причинённых им в связи с нарушением сроков оказания услуги. В соответствии со статьёй 28 указанного выше закона турист имеет право потребовать от авиакомпании полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с задержкой рейса. Этими убытками будут являться проживание одного дня в отеле, включая услуги, которыми они могли воспользоваться, но не сумели (экскурсии, например). Однако услуги не должны «браться» из головы туристов, здесь имеется в виду те услуги, которые указаны в договоре, то есть включены в тур (необходимо письменное подтверждение – ваучер, договор). Помимо возмещения понесённых убытков авиакомпания обязана будет уплатить туристу за каждый час просрочки неустойку в размере трёх процентов цены авиабилета, то есть провозной платы, за нарушение установленного срока оказания услуги. Данная норма содержится в статье 28 закона РФ «О защите прав потребителей». В статье 120 Воздушного кодекса РФ предусмотрена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира. В соответствии с данной статьей перевозчик уплачивает штраф в размере 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 59 процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Сразу возникает вопрос: может ли пассажир взыскать с авиакомпании неустойку и штраф вместе? В данном случае пассажиру придётся выбрать или неустойку, или штраф. Ведь в соответствии со статьёй 330 ГК РФ штраф является одним из видов неустойки. Следовательно, нельзя к должнику применить один вид ответственности дважды за одно и то же неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Нужно отметить, что законодательством предусмотрено два способа привлечения авиакомпании к указанной выше ответственности. Первый способ состоит в том, что согласно статье 124 Воздушного кодекса РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажир имеет право предъявить перевозчику (авиакомпании) заявление. Данное заявление подаётся в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя, конечно же, при наличии у пассажира авиабилета. Однако соблюдение данной процедуры не является обязательной для пассажира. Что касается второго способа, более эффективного, то это судебный порядок.

Материалы полосы подготовила Дина ПРУДЬКО

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter