RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 25.01.2011

Экстрим: когда диктуют склоны

Зима – благодатное время для лыжников, в том числе и для любителей фрирайда – свободного спуска по незнакомому склону за пределами проложенных трасс на максимально возможной в данных условиях скорости. Есть увлечённые этой техникой катания люди и в Новокузнецке. В их числе Иван Заздравных, альпинист, скалолаз, а теперь и фрирайдер.

– Суть в том, что горные лыжи изначально подразумевали под собой пеший подъём в гору настоящую, где есть ледник, разный снег, где-то мягкий, где-то спрессованный, а рядом – скалы, и их надо объехать аккуратно и не задеть. Люди в связи с этими разнообразными опасностями катались совершенно иначе, у них был иной уровень подготовки.

Так вот, фрирайд, подразумевающий пеший в несколько часов подъём в гору по незнакомой местности, а потом – спуск не по прочищенной трассе, а целине, является предшественником популярных горных лыж. Используется для этого вида спорта и специальное снаряжение.

– Мы катаемся на телемарке – это разновидность креплений для горных лыж с незакреплённой пяткой, – говорит Иван. – Телемарк – норвежский лыжный стиль, древний и, как ни странно, очень удобный. Незакреплённая пятка и мягкий носок ботинка позволяют скользить вниз по склону и свободно идти по ровной поверхности, подниматься в гору и прыгать с трамплина, а также преподносят много других, порой неожиданных возможностей. В таких ботинках удобнее подниматься в гору. В них можно добраться на электричке, в них же – кататься, то есть не требуется сменная пара обуви.

Катается Иван вместе с единомышленниками на горах Поднебесных Зубьев, а тренировочная площадка у них – в Фёдоровке. Учился кататься и по фотографиям, и по видео, советовался с бывалыми фрирайдерами, самообучался.

– Но в итоге, когда начинаешь катиться по сложному склону, он сам диктует определённые требования, – продолжает он. – Ведь мы заранее не планируем место, просто едем на электричке, видим понравившуюся вершину, выходим и обследуем склон, поднимаемся по непротоптанной тропе. Мы выбираем склон, думая, где будет интересно, а где – нет. Целина – нетронутый снег – одна из основных наград для райдера. Глубокая, почти невесомая, пушистая целина – это то, ради чего и зародились горные лыжи, зародились тогда, когда ещё не было ни обозначенных трасс, ни мощных ратраков, ни подъёмников. Множество нюансов связано с качеством снега. Пухляк, мокрый снег, лёд или хорошо подготовленная трасса – на всех видах снега можно с удовольствием кататься телемарком. Важно, как скоро вы сделаете поправки на покрытие склона, учтёте, насколько велика вероятность схода лавины. Перед спуском тщательно проверяется снаряжение и подгоняется рюкзак, проверяются лавинные датчики и долго выбирается траектория спуска. Это мудрость, накопленная за многие тысячи пройденных километров. Никто не бросается сломя голову вниз по заманчиво выглядящему склону. Спортсмен думает и выбирает, взвешивает все «за» и «против» каждого возможного варианта, пытается заглянуть под такой изумительный снег, понять – что там у горы на уме в этот раз...

Но, конечно же, от лавины никто не застрахован. К примеру, один из сильнейших в России фрирайдеров – Антон Лементуев – тот редкий человек, кто выжил в лавине…

– Отношусь к этому очень спокойно, у меня совершенно нет желания ни утаивать и забывать, ни трубить на каждом углу, – поделился он своим мнением в одном из интервью. – Адекватно проанализировав любое подобное ЧП, можно сделать выводы на будущее для себя и для других райдеров, потом внести поправки в собственные правила поведения, которые вырабатывает каждый фрирайдер. К сожалению, такое происходит нечасто. Да, и склон, и снег были знакомы. Я не так часто встречаюсь с лавинами, так как их в нашем регионе меньше на порядок, однако сделал вывод и в нашей школе фрирайда всегда говорю: для нас, райдеров, вероятность схода лавины 50 на 50. Это правило, так как всегда есть место неучтённым факторам и недостатку знаний. Нельзя просто взять и выкинуть из головы эту реальность. Ошибка моя была в выборе склона из-за недостатка знания конкретного состояния снега на определённом участке в конкретное время года. И именно правильная организация всего процесса и подготовка к нему позволили свести к минимуму последствия. Опасности и собственные ошибки неизбежны в этом виде спорта, важно быть к ним готовым и минимизировать риски. Ну, или не кататься совсем! Главное, чтобы выбор был осознанным.

Кататься вне трасс интересно многим людям, но это сложнее, чем обычное любительское катание по трассе. Обычно же кому-то просто не с кем, у других нет возможности много раз выезжать в горы, у третьих есть желание, но пугает неизвестность района для фрирайда и арсенал навыков, а нанимать гида для одного себя для большинства людей накладно. У кого-то нет нужного снаряжения, и он не знает, как подобрать. А кто-то просто понял, что, чтобы кататься именно там, где хочется, и так, как хочется, нужно сделать что-то ещё, кроме того, что просто кататься там, где получается. Людей объединяет их тяга к познанию нового, увлекает процесс катания в группе, то, как меняется собственный уровень катания и уровень одногруппников. Это очень творческий и увлекательный процесс! Научиться катать фрирайд в том смысле, чтобы можно было сказать себе: «О! Я умею! Всё!», не думаю, что реально. Это длинный путь, и нет ему конца. И весь смысл именно в этом пути, в совершенствовании на нём. И не важно, оттачиваешь ли ты прыжки с обрыва, или спокойно плывёшь меж ёлок, или скатываешься по ледяному кулуару с кислородной маской и ледорубом, – всё это фрирайд и разные его грани и проявления.

Можно лишь обозначить минимум навыков, с которыми стоит начинать кататься вне трассы, – это уверенное владение снарядом, поворот на параллельных лыжах и связанный поворот для сноубордистов. Без этого всё может превратиться в муку для всех участников спуска. Известно, что любой фрирайд начинается на трассе. Без базовых навыков езды по ней, по лесу или между скал в кулуаре райдеру будет печально. Конечно, спустя много лет он научится кататься там, где раньше не мог представить. Школа же позволяет этот процесс скорректировать, форсировать и задать направление для дальнейшего самосовершенствования. А также поможет избежать тех ошибок, которые совершали мы и наши коллеги, многие из которых могли закончиться грустно. Плюс – получить некий минимальный и достаточный багаж знаний, необходимый для выживания в горах. Методика нами постоянно совершенствуется и изменяется, каждая проведённая школа и каждый человек, с которым мы вместе её организовывали, вносит что-то новое. Каждый раз мы придумываем новые приёмы обучения и упражнения и изменяем старые, направленные на совершенствование фрирайдера. В нашей стране обучение фрирайду проходит стадию формирования. Это вопрос времени и наших усилий. Фрирайд – это здорово, им интересно заниматься, и ему можно научить!

Дина ПРУДЬКО
Фото из личного архива фрирайдеров

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter