RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 12.07.2012

Семейное насилие: как остановить?

Родительская жестокость – обычное явление приблизительно в 45–49 процентах семей. Таковы страшные реалии нашей жизни.

Как остановить насилие? Об этом размышляет психолог центра психолого-педагогической помощи Наталья Касикина:

– До десяти процентов жертв родительской нелюбви погибает, у остальных появляются отклонения в эмоциональной сфере, физическом и психическом развитии.

Согласно данным американской некоммерческой организации «Project Harmony», над ребёнком совершено насилие, если его истязали, наносили побои, причиняли вред здоровью, нарушали половую неприкосновенность и половую свободу; кричали, запугивали и так далее. Жестоким обращением считается использование силы общественных институтов (религиозной организации, суда, полиции, школы). Изоляция, контролирование общения со сверстниками, родственниками, угрозы (родители обещают бросить ребёнка, если он будет плохо себя вести; воспитатели в детском доме – исключить, перевести в другое учреждение).

…На очное консультирование в ЦППП обратилась многодетная мама. Она уверяла, что её старшего сына «надо куда-то деть». Пятнадцатилетний подросток был неуправляем. Оказывается, с раннего детства родители физически наказывали его, оскорбляли. Мама удивилась, когда ей объяснили недопустимость подобного воспитания.

Психологи наблюдают случаи, когда детей предают, и не раз. Биологические родители отдают ребёнка в детский дом; приёмные – возвращают в казённое учреждение, предавая вторично. Душевная травма сопровождает брошенного малыша всю жизнь.

При таком виде насилия, как экономическое, не удовлетворяются потребности ребёнка, а поведение контролируется с помощью денег («Если будешь себя хорошо вести, получишь 50, 100 рублей»). Детей используют как средство экономического торга при разводе...

Как распознать, подвергается ли ребёнок насилию? Настораживает, если он лжив, излишне плаксив, замкнут, испуган, боится взрослых, проявляет крайности в поведении, болезненно реагирует на критику, жесток с животными и более слабыми детьми. В подростковом возрасте развивается депрессия, учащаются побеги из дома, возможны попытки самоубийства. Подросток может втянуться в криминальную среду, начать употреблять алкоголь и наркотики.

У ребёнка, которого физически наказывают, бранят, лишают тепла, внимания, занижена самооценка. Он переживает чувство вины и стыда. «Вылитый батя, такой же придурок», «Не придёшь вовремя, домой не пущу», «Будешь так краситься, отправишься на панель» – и ещё более крепкие выражения позволяют себе горе-родители. Происходит задержка физического и нервно-психического развития детей. Специалисты называют такое состояние неспособностью к процветанию. Мало кто из родителей отдает себе отчёт, что истоки взрослой неуспешности – в раннем детстве.

Вот бытовая сценка. Мама с дочкой выбирают в магазине платье. Маме нравится одна расцветка, двенадцатилетней дочери – другая. Женщина настаивает на своём, подросток не согласен, начинает хныкать. Мама теряет терпение и, набрав воздуха в лёгкие, нарочито громким голосом произносит на весь магазин: «Мала ещё своё мнение иметь». Девочка оскорблена. Обида надолго останется в её памяти. Хорошо, если отношения не разладятся окончательно, и мама найдёт достаточно такта, чтобы вернуть доверие дочки.

Безусловно, не всегда то, что кажется насилием, на самом деле им является. На телефон доверия позвонила бабушка. Она считала, что родители чрезмерно жестоки к её внуку-второкласснику. Психологи центра провели расследование, начав с обращения в школу, подробно расспросили о ситуации в семье родителей и бабушку. Информация о насилии над ребёнком не подтвердилась. Выяснилось, что бабушка оказывала давление на молодую семью в собственных интересах.

В большинстве случаев родители, прибегающие к репрессивной педагогике, не всегда знают о последствиях такого воспитания. Оправдываются, что их «тоже били, и ничего, выросли». Своевременному установлению факта насилия со стороны общественности препятствуют стремление не выносить сор из избы и закреплённое в законодательстве право на неприкосновенность частной жизни. Распространённое мнение, что воспитание детей – дело семейное, затрудняет деятельность правоохранительных органов и социальных служб.

Не следует забывать, что при насилии жертвой становится не только малыш, но и тот, кто его осуществляет. Родитель, воспитатель не имеют других рычагов воздействия на подопечного, не могут или не хотят находить с ним общий язык. Если насилие совершается в состоянии аффекта, это значит, что взрослый не контролирует свои эмоции, но при этом требует такого контроля от ребёнка. Модель поведения, усвоенная в раннем возрасте, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Приняв насилие как норму, человек действует по принципу: прав тот, кто сильнее.

Остановить эскалацию насилия можно, только преодолев жестокость по отношению к детям.

Если вам известно о случаях насилия над ребёнком или о намерении его совершить, позвоните в центр психолого-педагогической помощи по телефону: 74-31-18, или на телефон доверия: 8-800-2000-122.

Подготовила Анна Векшина

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter