RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 12.07.2012

Художник и время

Выставка Александра Бобкина, приуроченная к 60-летнему юбилею графика и живописца и 40-летию его творческой деятельности, открыта в Новокузнецком художественном музее.

В коллекции НХМ – более 100 работ мастера, а экспозиция, занявшая два зала, вместила избранные, самые известные и значительные произведения.

Хронология экспонируемых полотен соотнесена с периодами творческого роста, саморазвития художника. От ностальгических, лиричных офортов серий «Земля Кузнецкая», «Сад металлургов»; строгих и в то же время глубоко личных листов цикла «Ленинград» – до социально окрашенных, многозначных, тревожащих «Кузнецкстроя II», «Хреновского конного завода», «Рисунков на перфокартах».

Глубока смысловая наполненность цветных офортов серии «Кузнецстрой II». Фигуры выписаны резкими штрихами. Автор сочувствует энтузиазму, устремлённости к высоким идеалам своих персонажей, неосуществившимся равенству и братству. Но не может принять сторону тех, кто обрекает массу на принудительный труд. Беспощадно перемалываются судьбы, стирается индивидуальность. Люди безропотно смиряются с тем, что предлагает время и общественный строй.

Когда жизнь перестанет быть борьбой за светлое будущее, люди – винтиками, а в общественном устройстве произойдут перемены во благо человека, который живёт здесь и сейчас? – словно спрашивает художник.

Глубоко сатиричны сюжеты «Рисунков на перфокартах», они напомнили гойевские «Капричос». С горечью, недоумением живописец наблюдает уродливые приметы времени, распад человеческой личности. Изображая персонажей, кривляющихся в бесконечной клоунаде, словно переносит на холст боль, тоску по истинно человеческому. Дитя своего времени, автор не исключает из сатирического ряда себя, рисуя «Автопортрет» в шутовском колпаке с бубенчиками. Время никого не щадит. Редко кто может подняться над обстоятельствами, сохранить себя, вырваться из бесконечной гонки за материальным. Таков взгляд художника, приговор современному обществу.

«Самая страшная» работа серии, по словам куратора выставки, искусствоведа, члена Союза художников Ларисы Даниловой, – «Приглашение». Фигура в опять-таки безобразном колпаке приглашающе протягивает верёвочную петлю… Человек, отринувший нравственные основы, губит не только себя, но всё вокруг.

Конечно, в экспозиции есть и светлые, радостные темы и сюжеты. Вот «Яблоневая ветка» (серия «Кубань»). Ничего лишнего на скромном офорте (этот вид графики особенно дорог художнику), он лаконичен, прост, выразителен. Автор сказал, что хотел. Цикл написан на пленэре. Живая, изобильная природа, облагороженная человеческим трудом, степной простор до горизонта и дальше – что глоток свежего воздуха...

В поисках смысла художник закономерно обращается, как замечает в каталоге выставки Лариса Данилова, к культурной памяти, другим временам и пространствам. Под влиянием мифологии древних народов Сибири, бытовых и культурных традиций изобразительный ряд становится условным, символичным, в то же время предельно ёмким, насыщенным (серии «Таймыр», «По Туркмении»). Меняется изобразительная техника. Цикл «Знаки ушедших родов» – живопись маслом, позволяющая в полной мере передать особенности лаконичной фактуры, создать неповторимый колорит.

Эта серия полотен – последнее, созданное художником на родине. В 1990 году Бобкин уезжает из страны на постоянное жительство в Голландию. Продолжает заниматься живописью, выставляется. Новокузнецкий период творчества, пришедшийся на сложные, переломные годы, вписал его имя в число самых интересных, самобытных, свободомыслящих художников нашего города.

Выставка Александра Бобкина в Новокузнецком художественном музее продлится до середины августа.

Анна Векшина

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter