RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 19.07.2010

ПДД: правила детского движения

Наша встреча с председателем комитета образования и науки администрации Новокузнецка Татьяной Рагозиной и её заместителем по воспитательной работе, дополнительному образованию и безопасности жизнедеятельности Мариной Полюшко касалась не вполне «образовательной», но, к сожалению, всегда актуальной темы: безопасности детей на дорогах. По данным ГИБДД за прошедший год, в автоавариях Новокузнецка пострадали пятьдесят шесть юных горожан, трое из них погибли. Государственная инспекция безопасности дорожного движения ведёт свою работу с ребятишками: посвящает первоклассников в пешеходы, рассылает письма родителям пойманных нарушителей, проводит рейды по профилактике, а также организовывает автопробеги. Такая работа даёт свои результаты: так, по сравнению с первой половиной десятилетия детей-участников ДТП стало в разы меньше, несмотря на то, что количество автомобилей на улицах нашего города постоянно прирастает. О том, как взаимодействуют школа и ГИБДД, решая проблемы безопасности детей на дорогах, и как лучше организовать обучение – наш сегодняшний разговор.

– Статистика свидетельствует, что в половине случаев, где пострадавшими являются дети, виноваты они сами. Кто, на Ваш взгляд, должен обучать ребятишек основам безопасного поведения на дороге – родители, педагоги, сотрудники ГИБДД, общественные организации?

Татьяна Рагозина:

– Одного ответственного здесь не может быть однозначно. Угрозу реальной жизни ребёнка понимают все. И школа тоже несёт ответственность. Какое бы не произошло ДТП, первый вопрос – к руководителю образовательного учреждения, к социальному педагогу, к классному руководителю: что за семья, какой это ребёнок, какую мы с ним проводили работу. Конечно же, мы – за то, чтобы пострадавших детей в дорожно-транспортных происшествиях было как можно меньше. И понимаем, что 40 минут урока, который по плану происходит раз в неделю, – этого мало. Хотелось бы больше практики. Как мне кажется, дети эту информацию лучше всего воспринимают от человека в форме. Потому что классный руководитель рассказывает о правилах дорожного движения как «любитель». А желательно, чтобы рассказывал профессионал. Поэтому я за совместную работу в этом плане.

– Больше и чаще привлекать к сотрудничеству работников ГИБДД?

Татьяна Рагозина:

– Конечно. Можно проводить вместе мероприятия в форме практических внеклассных занятий, разбирать какие-либо ситуации. Есть вариант организовать общий городской центр для масштабных мероприятий. Или продумать систему видеоуроков на телевидении. Ведь у нас есть «Судный день». А для того чтобы меньше случалось транспортных происшествий, вероятно, стоит сделать тематическую передачу с привлечением детей, педагогов, сотрудников ГИБДД. Сейчас неплохо работают классы ГИБДД в районах города. Но там тоже есть над чем работать. В Орджоникидзевском районе начало положено, но не хватает финансов, чтобы завершить этот класс. В Куйбышевском районе придумали замечательный городок – тоже бы хотелось дополнительного финансирования, чтобы довести его до ума, не запустить.

– Учреждения образования проводят работу в данном направлении. Что из этого Вам кажется наиболее эффективным?

Марина Полюшко:

– Сейчас лето, и многие ребята находятся за городом. Перед выездом со школьниками начинают работать в том числе и по правилам дорожного движения, напоминают, по каким законам должно происходить движение по улице. Плюс ко всему во все наши городские школьные лагеря вошли сотрудники ГИБДД, они организовывают с детьми тематические беседы. Нравятся нам соревнования и автопробеги, которые ГИБДД устраивает во время летних каникул. В течение года проводятся викторины, семинары, встречи. Надо сказать, что очень хорошо подобная работа ведётся в Заводском районе – всегда там придумываются новые интересные формы подачи материала. Ситуация стала лучше в Кузнецком, Куйбышевском районах.

ГИБДД нам регулярно предоставляет подробную статистику, со всеми схемами и выкладками – в какой день недели и даже время суток происходит наибольшее количество несчастных случаев на дорогах с участием детей. Она показывает, что число ребят, которые сами становятся нарушителями, снижается. Но количество детей-участников, которые попали в ДТП по вине взрослых, – нет. Работа, безусловно, проводится. Однако, как известно, в основе всего лежит личность. Если мы учим очень старательно, а папа с мамой показывают ребёнку другое поведение – например, когда он за руку пытается остановить родителей, переходящих улицу так, как им удобно, – ребёнок уже получает урок двойного стандарта.

– Правила дорожного движения периодически изменяются, да и далеко не все учителя являются автолюбителями, которым знать ПДД «на пять с плюсом» – жизненная необходимость. Как решается проблема повышения грамотности учителей в области безопасности дорожного движения? Может, и для них необходимо организовывать какие-либо семинары?

Марина Полюшко:

– Мы пытались это сделать через институт повышения квалификации – курсовой подготовки для педагогов, которая проводится раз в пять лет. В принципе, и здесь можно найти взаимодействие с ГИБДД, подыскать специалистов, которые были бы готовы давать семинары, лекции. Сегодня педагогам, конечно, читается то, что касается вопросов безопасности, но найти сильных лекторов пока не получается.

– Возьмём современные школьные учебники ОБЖ. В них много рассказывается про наводнения, торнадо, землетрясения. Однако шанс пережить эти напасти у наших детей значительно ниже, чем возможность попасть под колёса автомобиля. Нет ли необходимости пересмотреть школьный курс в пользу реальных ежедневных опасностей?

Марина Полюшко:

– Очевидно, что перераспределить программное время на то, с чем ребёнок чаще встречается в быту, – это необходимость. Это касается и пожаров, и поведения на воде и на дорогах. Но законы мы не пишем, мы подчиняемся. Однако, выполняя программу, видя её пробелы, мы стараемся возмещать недостаток нужной информации внеклассными мероприятиями. Понятно, что ребёнок, как часть мира, должен знать, что в нём происходит. Но обучен он должен быть прежде всего тому, с чем реально сталкивается в жизни.

Анастасия Лешкевич

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter