RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 17.07.2012

Братство Кольца

Книга английского писателя, лингвиста, профессора Оксфордского университета Джона Роналда Руэла Толкиена «Властелин колец» к советскому читателю пришла четверть века назад и сразу стала необычайно популярной. Архетипы сказок, рыцарских романов, придуманные автором волшебные народы Средиземья (в которых, впрочем, без труда угадывались реальные прототипы – политики, действовавшие в середине прошедшего века, когда создавался роман-эпопея), приключения, противостояние тёмным силам полюбились не одному поколению ценителей жанра фэнтези.

В 2012 году исполнилось 120 лет со дня рождения Толкиена. Его книги и сегодня читаемы и почитаемы, а экранизации произведений собирают многомиллионные кинозалы во всём мире. Самый знаменитый роман Толкиена – «Властелин колец» – 20 лет назад послужил первоисточником массового молодёжного движения – Всесоюзных ролевых игр. Они начинались как Хоббитские игрища, названные так по имени придуманного Толкиеном народа – хоббитов.

Елена Бражникова, в то время недавняя выпускница факультета иностранных языков пединститута, член Новокузнецкого клуба любителей фантастики «Контакт», на первых Хоббитских играх, проходивших под Красноярском, выступала в роли владычицы эльфов Галадриэли – одного из центральных персонажей «Властелина колец».

– Народ собрался со всей страны. Новый вид деятельности всех захватил, увлёк, – вспоминает Елена. – Это был мощный сплав переживаний, фантазии и действия. Все мы получили ни с чем не сравнимое эмоциональное удовлетворение.

Уже на следующую игру по Толкиену, в Подмосковье, они поехали вдвоём с участницей КЛФ Мариной Авдониной. Марина впоследствии стала известна в ролевом сообществе как автор стихов на игровые сюжеты. А ещё через какое-то время в КЛФ была создана самостоятельная секция ролевых игр. Её возглавила Бражникова (потом эта функция перешла к мужу Михаилу, с которым, кстати сказать, они познакомились в КЛФ «Контакт»). И на очередные игры Елена повезла уже целую команду эльфов-новокузнечан.

На много лет ролевые игры стали любимым увлечением семьи Бражниковых. Хоббитские игры сменили игры-фэнтези, фьючерки – игры о будущем, исторические реконструкции. Семейный дуэт Бражниковых участвовал во многих играх в Иркутске, Самаре, Екатеринбурге, Уфе. Михаил ездил на все «Макарены» (название – производное от ника одного из Мастеров игры) – самые популярные в Сибири игры на исторические сюжеты, ежегодно проходящие под Новосибирском.

Со временем и дочь Бражниковых Ярослава (сейчас ей 15 лет) начала проявлять неподдельный интерес к этому виду познавательного времяпрепровождения. («Сложно не делать этого, если квартира завешена доспехами, костюмами, фотографиями, а на специальной стойке – все виды игрового вооружения»).

Любое увлечение ценно своим воспитательным эффектом, считает Елена.

– Ролевые игры – мощный стимул для формирования многогранно развитой личности. КРИ (коллективные ролевые игры) широко использовались в Советском Союзе, когда существовала пионерская организация с её высокими идеалами чести, мужества, патриотизма. Коллективной ролевой игрой можно с полным правом назвать «Зарницу», в которой принимали участие до 16 миллионов советских школьников.

Ролевое движение возродилось в годы перестройки не случайно. Прежние идеалы были отринуты, а новые духовные ценности высокого порядка в общественном сознании ещё не были выработаны (их, по большому счёту, нет и по сей день).

– Игра – возможность увести молодёжь, подростков из мира крайнего индивидуализма, где каждый за себя, стяжательства, культа денег. Показать красоту других ценностей – коллективизма, взаимопомощи, бескорыстия, – размышляет Елена. – Кроме того, это воспитание коммуникативных навыков, расширение кругозора. Участники живут в палатках, учатся правильному поведению в природных условиях. Наша дочь и её сверстники теперь могут самостоятельно оборудовать кострище, развести костёр, приготовить еду. Для городских детей это немало. Они получают множество других незаменимых сведений и навыков, которые, несомненно, пригодятся в дальнейшей жизни.

…Задаю Елене традиционный вопрос: не является ли игра элементарным уходом от действительности, бегством из мира реального в вымышленный, иллюзорный?

– Так можно сказать о любом хобби, – отвечает Бражникова. – Скажем, о коллекционировании марок, помещении их в кляссеры, разглядывании в лупу… Всё зависит от отношения к увлечению. Содержательный вид досуга – потребность души. Он расцвечивает жизнь яркими красками, делает её осмысленной и наполненной.

Для многих участников Хоббитских игр и исторических реконструкций увлечение стало не просто частью жизни – профессией. Так, первый исполнитель роли гнома Балина (Владислав Хабаров) вот уже много лет работает директором подросткового лагеря в Казани. Широко использует методы и приёмы, применявшиеся в молодёжном ролевом движении. Алексей Алликас, не без успеха когда-то сыгравший роль наместника Гондора Денетора, занимается в Уфе организацией индейских лагерей для детей «Говорящая вода». Его инициатива оценена по достоинству: на республиканских смотрах работа лагерей удостаивалась призов и медалей.

В педагогическом творчестве нашли себя и другие участники ролевых игр. Преподаванию много лет отдала Елена, а её муж Михаил по сей день работает в системе высшей школы.

– Ролевое движение – большой пласт моей жизни, – признаётся Елена. – Доведись сначала – я бы снова пошла в этот вид деятельности, так много он мне дал.

Ностальгию по Братству Кольца, по товариществу, увлекательному коллективному творчеству испытывают и её бывшие соратники. Недавно Елена получила письмо с приглашением участвовать в Хоббитских Игрищах-2013. «Тряхнём стариной!» – пишет давнишний друг. – Поживём – увидим! – обещающе улыбается Елена.

Анна Векшина

Фото из архива семьи Бражниковых

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter