RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 26.07.2010

Действовать, думать, искать

В России cредний класс – эта важная экономическая страта – ещё только формируется. Большая надежда экономистов и социологов, предрекающих будущность среднему классу, зиждется на развитии и укреплении отечественного малого бизнеса, веское слово в котором должна сказать молодёжь. Новокузнецкий молодёжный парламент, созданный несколько месяцев назад, ставит себе одной из задач посильную помощь молодым бизнесменам. В этом году парламентарии выпустили брошюру в помощь начинающим предпринимателям, наметили и другие планы. Олег Басманов, молодой новокузнецкий парламентарий, возглавляет это направление в работе сената. Сегодня он – наш собеседник.

– Олег, как, по-Вашему, почему молодые люди хотят открыть своё дело, много говорят об этом и всё-таки не начинают его? Может быть, не имеют возможности?

– На самом деле возможность создать своё дело есть всегда, мешает страх одиночного плавания, скажем так. Сложнее всего именно начать. Для этого надо побороться с собой, изменить свою психологию. Не бояться! Проще всего плыть по течению, ходить, как все, на работу и получать зарплату, назначенную работодателем. Это тоже неплохо. Но иногда этого мало. Многим молодым людям сегодня хочется проявить себя в области самостоятельного предпринимательства. И я снова повторю – мешают незнание и страх. Вот ради того, чтобы ребята знали, как начать дело и что следует сделать в первую очередь, мы и создали это методическое пособие.

Мы не говорим, что открыть дело – это чрезвычайно просто. Чтобы начать зарабатывать деньги на собственном предприятии, нужно пройти определённый путь. Не всегда он лёгкий. Но первый шаг надо сделать решительно, не откладывая на завтра или на некий благоприятный период.

Однако ставить знак равенства между своим делом и богатством я бы не стал. Собственный бизнес даёт свободу и деньги. Сколько их будёт – зависит от того, какую нишу в бизнесе удастся занять. Это дело должно быть прежде всего нужным людям, интересным вам, иметь перспективу развития. Свой бизнес – это всегда риск, но в случае успеха он способен дать свободу распоряжаться своим временем, деньгами, судьбой. По статистике, только 15 процентов новых фирм доживают до своего пятилетнего юбилея. Но это не должно пугать, статистика может меняться, главное – стремиться, знать и уметь.

– А с чего, собственно, следует начинать?

– С идеи и желания. Идея должна быть новая, ранее нигде ещё не работавшая, или же уже работавшая, но с вашими улучшениями. Третьего не дано.

– А где взять деньги?

– Именно этот вопрос всегда пугает новичка. Ему кажется, что надо брать умопомрачительные кредиты и лезть в кабалу. Совсем не обязательно. Для начала бизнеса иногда достаточно той суммы, которая предусмотрена, например, службой занятости по программе поддержки предпринимательства. Очень важно молодому предпринимателю не «сорить деньгами», пытаясь осилить неподъёмную идею, лучше начать с того, что очень хорошо умеешь делать. Иногда достаточно некоторое время просто продержаться на плаву, пока вложенные усилия не начнут приносить ощутимые результаты. Существует несколько общепринятых правил для начинающих свой бизнес: первое – думать о деле, а не о деньгах, второе – нацеливаться на успех, третье – трудности – явление временное. И ещё – всегда выполнять обещанное, от этого зависит репутация нового бизнеса; всегда оформлять бумаги на любые действия – с партнёрами, работниками или поставщиками, от этого зависит жизнь вашего бизнеса. Малый бизнес – как маленький ребёнок, его нужно бережно выращивать. Именно он подвержен гибели на начальной стадии жизни. Ошибка в чём? Молодые предприниматели хотят сразу получить баснословные прибыли и придать своему делу масштабный характер. А если это не получается – бросают начатое. Хорошо, если дело приносит прибыль на кусок хлеба, масло на него зарабатывается не сразу. Но хлеб-то уже заработан! Самостоятельно.

Ошибкой является и то, когда молодой человек берётся делать не своё дело. То есть, например, имея хорошее юридическое образование, собирается организовать ветлечебницу. Или торговать компьютерами. Не спорю, иногда получается. Но лучше всё-таки в нашем случае организовать юридическую контору, в той же сфере ЖКХ, например. Востребовано, актуально, полезно для людей. Иногда люди берутся копировать то, что уже кто-то сделал. Кажется, что успех обеспечен, но его всё нет и нет. А дело в том, что «простой» с виду бизнес стал привлекателен для большого количества новичков, и все они кинулись эту старую идею осуществлять. Одно время в городе не хватало помещений под офисы. Люди стали оборудовать свои квартиры под этот бизнес на аренде. Сейчас, если вы возьмётесь за это дело, вас будет ждать неудача. Очень много арендодателей и мало – арендаторов. Спрос удовлетворён. На это время, по крайней мере.

Лучше подумать: а чем можно сейчас помочь людям? Может быть, организацией детского сада? Спрос на эту услугу огромный. Словом, необходимо не сидеть и ждать птицу счастья, а действовать, думать, анализировать, искать. По-моему, это очень интересное занятие!

– И всё-таки для этого занятия необходимы финансы…

– Отсутствие средств – главная причина, по которой начинающие предприниматели откладывают старт на неопределённый срок. Иногда – насовсем. Расхожее мнение: без денег не может быть бизнеса. Бизнес и деньги – близнецы-братья… Это не совсем так. Конечно, хорошо, когда есть на что купить оборудование и материалы и начать выпускать дорогой и востребованный ширпотреб. Но если денег нет, задача становится труднее, зато и интересней. Есть три основных способа финансирования будущего бизнеса: собственные средства, деньги инвесторов, банковский кредит. Собственные средства. Предположим, у нас их очень мало. Буквально несколько тысяч. Что можно начать делать на эти деньги? Ну, например, осуществить неожиданную идею, ранее никогда не существовавшую на вашей улице: служба поручений, например. Бывает так, что некому «сбегать за хлебом», образно выражаясь. Или отнести небольшой груз по адресу, или сходить за малышом в сад. Да мало ли! Тут трудность одна: вас должны хорошо знать и доверять вам. Для такого микро-бизнеса вам хватит телефона и велосипеда. А это недорого.

– А если есть силы на крупный бизнес?

– Тогда не обойтись без инвесторов или кредитов. Если вы нашли хорошего инвестора, и он согласился под вашу идею дать деньги, то следует сразу же чётко оговорить, на каких условиях вам предоставляются финансы. Это либо процент от стоимости общего предприятия, либо процент от вложенных средств. Второй вариант встречается реже.

И, наконец, банковский кредит, о котором всегда говорят с опаской. Тут действительно всё просто и всё сложно. Условия получения кредита понятны, как правило, всем. Вы берёте сумму у банка, затем возвращаете её с процентами. А сложно, потому что вам надо обосновать ваши намерения, предоставив бизнес-план. Вот тут и начинаются мучения. Чем больше сумма, которую желаете получить, тем сложнее это сделать.

– Как же все-таки составить этот бизнес-план, чтобы не попасть впросак?

– Есть много рекомендаций по этому поводу. Я возьму самый простой. Сначала хочу спросить вас, какова структура бизнес-плана?

– Ну, наверное, как у всякого подобного документа, есть введение, обоснование и выводы?

– В общих чертах верно. Структура плана должна содержать обязательными составляющими обзорный раздел, описание предприятия, которым вы будете владеть, описание продукции или услуг, которые получит население, анализ существующего рынка (нерентабельно открывать третью по счёту парикмахерскую на улице, причём такую же), ваш производственный план, план сбыта товаров и услуг, финансовый план, анализ проекта. Вот, собственно, то, что может раскрыть суть вашего замысла.

В обзорном разделе обязательна информация о расходах и доходах, перспективах, наличии лицензий, сертификатов и других документов, облегчающих будущую деятельность вашего предприятия. Укажите степень успешности будущего дела. В разделе «Описание» дайте подробную характеристику предприятию, в том числе – отличие от существующих на рынке. «Описание продуктов и услуг» потребует от вас подробной характеристики продукции и анализа конкурентов в этой сфере.

Ну и так далее. Очень важен ваш финансовый план. Ведь речь идёт именно о получении средств. Ваш финансовый план должен показать способность вашего дела обеспечивать поступление денежных средств в объёме, достаточном для обслуживания долга. Это очень важно для кредиторов. В разделе «Анализ проекта» вы должны показать, в течение какого времени проект способен будет оставаться на плаву без дополнительных инвестиций.

Брать кредит лучше в том банке, в котором вы уже обслуживались и где имеете положительную кредитную историю. В залог банки охотнее оформляют нежилую недвижимость, ценные бумаги. И ещё, стоимость залога должна минимум в два раза превышать размер кредита. Во-вторых, оборот вашей будущей компании. Представитель банка обязательно посмотрит, а сможет ли она обслуживать кредит? Вы решили взять кредит в три миллиона, а месячные поступления на ваш расчётный счёт – четыре миллиона. В кредите откажут, так как оборот слишком маленький – вы не сможете обслуживать такой кредит.

Оформление кредита потребует времени и средств. Об этом тоже не стоит забывать. Сегодня существует много идей для малого бизнеса, Кузбасс богат не только углём и металлом. Не освоены многие другие виды деятельности, например, аграрный туризм, сбор дикоросов, индивидуальный семейный туризм и другое. Идей много.

Молодёжный парламент Новокузнецка в скором времени создаст специальную консультативную группу для начинающих бизнесменов, бизнес-инкубатор для выращивания предпринимателей из молодёжной среды, будет планомерно заниматься вопросами бизнес-инициатив, исходящих от молодых.

Татьяна Негода

Фото из архива О. Басманова

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter