RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 26.07.2010

Взглянуть страху в лицо, или Как замки на песке лечат от тревог

Такое эмоциональное состояние, как тревога, в современном мире не редкость. Стремительный темп жизни, нервотрёпки, перегрузки, несоответствие желаемого и действительного, усугублённое стрессами, – и вот уже в сознание закрался червячок непонятных сомнений и необъяснимых предчувствий чего-то нехорошего. Такие переживания хоть раз да испытывал каждый, но если они становятся постоянными – это повод задуматься. Тревога порой охватывает не только взрослых, но и детей. О том, как определить, тревожен ли ваш малыш, и как избавить его от этой «напасти», рассказывает детский психолог, психолог-консультант детского развивающего центра «Сёма» Алёна Аносова.

О тревожности и страхах

– Тревожность выражается в первую очередь в том, что ребёнок постоянно беспокоится, но не знает, почему. В этом главное отличие тревоги от страха. Если мы чего-то боимся, то точно знаем, чего – собак, темноты, оставаться дома одному. При тревоге как таковой источник определить нельзя, есть лишь внутреннее опасение – вот-вот будет что-то страшное. Чаще всего понять, тревожен ребёнок или нет, можно по тому, насколько часто он избегает различных жизненных ситуаций, связанных с выбором. Если у ребёнка нет друзей, ему трудно подойти к сверстнику, заговорить, поменяться игрушками, он неуверен в себе, с трудом принимает решения, часто плачет, у него наблюдаются нарушения сна и отсутствие аппетита, то всё это – признаки тревожности.

На детские тревоги родителям не нужно закрывать глаза. Есть вероятность, что страхи, если они достаточно устойчивы, перерастут в фобии, что впоследствии может провести к значительным психическим расстройствам. Сам по себе страх – это оборонительная реакция, присущая любому представителю животного мира в потенциально опасной ситуации. Но если животные, испытывая страх, действуют согласно двум схемам – либо убегают, если противник сильнее, либо начинают с ним бороться, – то у человека существует ещё и третий вариант развития событий – оцепенение, когда он попросту теряется и замирает. Именно такая реакция может указывать на наличие у него определённой психической травмы, пережитой ранее.

Что с этим делать?

– Любую проблему, будь то тревожность или страхи, нужно решать сообща – не с одним ребёнком, а вместе с родителями. Конечно, мамам и папам зачастую удобно привести малыша к психологу со словами «Сделайте что-нибудь » и отойти в сторону,  но на самом деле это малоэффективный способ. Системный семейный подход скорее приведёт к положительному результату. К тому же ни для кого не секрет, что первопричиной многих детских проблем, в частности тревожности, являются именно трудности в семейных отношениях. Поэтому желательно, чтобы оба родителя на первую консультацию пришли вместе. Дальнейшая коррекционная работа осуществляется с учетом возраста ребенка. Если малышу ещё нет трёх лет, то проводить занятия лучше вместе с мамой, где она получит возможность овладеть эффективными способами игры и общения со своим чадом.  Если же старше, то он может действовать самостоятельно, без оглядки на родителей. К тому же к трём годам ребёнок уже владеет речью – может и понять инструкцию, и сам выразить просьбу.

Методов терапии может быть несколько. В центре «Сёма» таковыми являются прежде всего игровая и песочная терапия.

Страхи самоизлечимы

– В своё время известный психоаналитик Анна Фрейд занималась с детьми, пережившими бомбёжки в Лондоне. Одной из первых она обратила внимание на то, что малыши в игре могут «самоизлечить» свои страхи. Играя в войну, представляя себя захватчиками, они могли выражать свои эмоции, вызванные стрессовыми ситуациями, переживать их, высвобождать, тем самым облегчая последствия пережитых потрясений. Ведь каждая эмоция – это определённая энергия, которой необходимо найти выход, иначе она способна буквально «грызть изнутри». Но так как в обществе не принято выражать негатив – скажем, агрессию или злость, – открыто, то и дети, и взрослые зачастую вынуждены эти эмоции сдерживать. Поскольку ребятишкам в силу возраста трудно выражать свои чувства вербально, им проще сделать это  в игре.

Вся наша жизнь – игра

- Игровая терапия уникальна – в ней ребёнок может отреагировать, выразить свои эмоции, отыграть то, что у него накопилось. В свободной игре ему позволительно быть самим собой, злиться, кричать, самовыражаться. Он сам выбирает, чем ему играть и как, а психолог лишь создаёт необходимые условия, поддерживает игровое пространство – предоставляет игрушки, различные атрибуты, материалы – принадлежности для рисования, песок, глину и так далее. Он сопровождает деятельность, ни в коем случае не мешая, не оценивая и не указывая, что делать. Поэтому малыш может раскрепощаться и чувствовать, что здесь ему безопасно, здесь его не контролируют, а интересуются им.

Игра может рассказать о многом. Многое может и показать. Например, однажды ко мне на консультацию пришла молодая мама, которая была обеспокоена внезапным изменением поведения своей дочери – девочка порой стала проявлять себя агрессивно. Выполнив ряд данных ей рекомендаций, через некоторое время женщина пришла вновь. Её волновал вопрос: «Почему дочка во всех играх заставляет меня брать роли различных ведьмочек, злодеек и других отрицательных героев?» В этом не было ничего страшного – таким образом ребёнок хотел узнать о проявлениях негативных эмоций, в общем-то обычных для человека. Взрослым следует помнить, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В ней они буквально учатся жизни, обретая навыки поведения.

 Как сквозь пальцы песок

– Исходя из постулата, что свободная игра по своей природе лечебна, появилась и песочная терапия. Практиковать этот метод работы с проблемами в поведении, в том числе и с тревожностью в центре начали совсем недавно.

Песочная терапия рекомендована для детей от пяти лет. В этом возрасте начинает развиваться творческая фантазия, воображение, они уже способны представлять мир в образах. Ребёнку предлагается в специальной настольной песочнице с помощью определённого материала, например, игрушек, ракушек или камешков, воспроизвести какую-либо картину. Её тему психолог определяет в процессе предварительной беседы, которая может показать, что на данный момент для воспитанника наиболее значимо. Допустим, если малыш рассержен, можно предложить ему изобразить свой гнев. Или просто построить собственное настроение, сегодняшний день, будущее, свою семью. Каждый предмет, привносимый в среду, символичен, поэтому полученный результат творчества может поведать о многом. Важно и завершающее обсуждение, в процессе которого ребёнок рассказывает о чувствах и ощущениях, которые он испытывает. В отличие от взрослых дети очень непосредственны: они могут свободно выражать свои фантазии, придумывать истории, как вполне реальные, так и абсолютно вымышленные.

Песочная терапия хороша ещё и тем, что у ребёнка есть возможность создать свой мир, тот, в котором он хотел бы жить, увидеть, что у него есть и что он желал бы получить, и проиграть эти ситуации. Опять-таки – эмоции находят выход, малыш испытывает удовольствие и интерес.

Каждый родитель волен выбирать – сам ли он будет заниматься проблемами своего ребёнка или же доверит их решение квалифицированным специалистам. Главное – не пускать всё на самотёк и не закрывать глаза на возникающие трудности.


Дорогие читатели! Мы ждём ваших откликов и вопросов, связанных с психологией и воспитанием детей, по телефону редакции 950-062, а также по телефону детского развивающего центра «Сёма» (Кузнецкстроевский, 34а) 8-903-993-3106. Письма вы можете присылать и на электронный адрес novogazeta@mail.ruс пометкой «Наши дети».

 

Анастасия Лыкова

Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter