RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 13.07.2011

Школьный автобус

В дни каникул управление культуры администрации Новокузнецка организует для детей и подростков ознакомительные экскурсии по музеям города.

Маршрут движения школьного автобуса, в котором рядом с ребятами постарше отправляются в путь и малыши в сопровождении мам и бабушек, остался тем же, что и для взрослых во время «Ночи в музее», а вот объём и подача материала – другие. Уже в самом начале пути пассажирам раздают символические дневники – в графе заданных на ближайших два экскурсионных часа стоят четыре предмета: ИЗО, история, литература, чистописание.

Урок рисования

Сотрудники художественного музея самых маленьких сразу усаживают за кисти и краски. А те, что постарше, знакомятся с творчеством Ильи Глазунова, а заодно приоткрывают страничку истории Куликовской битвы.

– Русскому народу в борьбе за свои границы приходилось противостоять очень серьёзному противнику, превосходным воинам, очень подвижным, свободным и лёгким, – рассказывает Ладислава Авдеева. – В составе татаро-монгольского войска сражалась и генуэзская пехота, и другие наёмники…

Человек, изображённый на картине (а это князь Дмитрий), смог объединить под своей властью несколько княжеств, 36 русских городов, чтобы двинуться против войск хана Мамая. Он, конечно же, был не один. Трудно было бы объединить столько поссоренных между собой князей. Русская православная церковь его в этом очень поддерживала. Посмотрите, за Дмитрием вы видите лицо монаха. Святой Сергий Радонежский известен тем, что объединял Русь. Он не просто мирил отдельных князей, но благословил Дмитрия Донского на эту битву, сказав ему: «Смело ступай, ещё не пришёл час твой!» И Дмитрий Донской поверил, что он не погибнет в этой битве. Рядом с князем – его старший сын, которому на момент битвы было одиннадцать лет. Кстати, сам князь Дмитрий в девять лет уже руководил государством, а в десять – командовал войсками. Конечно, не один, ему помогали опытные полководцы.

Урок устного народного творчества

Его организовал для ребятишек музей имени Достоевского. Сотрудники музея в русских национальных костюмах встретили ребятишек у ворот и пригласили их на весёлые посиделки по случаю Троицы.

– Грань-неделя, Зеленец, Зелёные святки – так называли наши предки этот период времени. Узнали юные новокузнечане о том, что главной героиней народных гуляний на Троицу была берёза. Ей заплели ленточки в зелёные косы, загадали желания, а после рядом на поляне водили хоровод и пели песни.

Вот тебе водица – умойся,

Вот тебе полотенце – утрися!

Вот тебе жилетка – оденься!

Вот тебе сапожки – обуйся!

Вот тебе трёхструнка – поиграй-ка!

Урок чистописания

От урока литературы перешли к чистописанию в стенах филиала краеведческого музея в Кузнецком районе.

– Фёдор Алексеевич Булгаков, чтобы работать учителем, сдал экзамены педагогическому совету Томской губернской гимназии. Ему было присвоено звание домашнего учителя русского языка. Затем он становится директором Кузнецкого уездного училища. Обучение в то время было платным и стоило три рубля в год. Для сравнения: пять рублей была цена коровы. В училище обучались дети мещан, служителей Кузнецкого уездного училища и крестьянские дети. Сами понимаете, многим не хватало на обучение, и поэтому в городе было создано общество, которое помогало бедным семьям приобретать пособия, одежду, обувь и медикаменты. В него входили священнослужители, учителя и богатые люди города. Портфели и ранцы были не такие, как у нас с вами, а холщовые. А оценки ставили в «балльники»...

По специально размноженным прописям из учебника чистописания издания 1844 года выписывали заглавные буквы, обмакивали перья в чернила.

Музей «Кузнецкая крепость» преподал урок истории. И пусть многим нашим читателям наверняка известны следующие факты, участники «Школьного автобуса» услышали о них впервые. Например, о том, что строительство крепости продолжалось с 1800 до 1820 года. Что в длину территория крепости протянулась на 450 метров, а в ширину достигает 70 метров. Где находятся сортии – северная и южная, солдатские казармы и обер-офицерский дом; какие из ворот «Барнаульские», а какие – «Кузнецкие»; как выглядят полубастионы, что такое цейнгауз и гауптвахта…

К слову, в дневниках участников экскурсии «Школьный автобус» на память остались только отличные и весёлые отметки. А на последней страничке импровизированных «балльников», как узелки на память, – адреса и телефоны четырёх музеев Новокузнецка. До следующей встречи.

Лариса Фёдорова
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter