RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 20.07.2011

Я бы в слесари пошёл... Или лучше – в экономисты?!

Рабочее образование в России постепенно девальвируется. По всей стране этим летом в училища и техникумы планируют поступить почти на 15 процентов меньше абитуриентов, чем в 2010 году.

В Новокузнецке такой статистики не ведётся. Однако уменьшение количества студентов профессиональных и средне-специальных учреждений связано не только с карьерными предпочтениями молодёжи, но и с реструктуризацией или ликвидацией техникумов и училищ. Примеров тому предостаточно. Так, в конце июня закрылось «автомобильное» ПТУ №67, которое несколько десятилетий давало путёвку в жизнь подросткам Новоильинского и Заводского районов, близлежащих сёл и деревень. Официальная причина – трещина, проходящая с первого по пятый этажи здания. Специальная комиссия признала помещение аварийно-опасным. Меж тем, по словам педагогов, пресловутая трещина шириной в несколько сантиметров красуется на корпусе училища не один десяток лет. Но до сих пор это никого не волновало. На ликвидацию «раскола» требуются немалые средства, коих нет в областной казне.

Недобора студентов здесь не было никогда. За 64-летнюю историю из этих стен вышли десятки тысяч автомехаников, слесарей, машинистов подъёмно-транспортных и строительных машин, операторов коксохимического производства.

Теперь 300 первокурсников и второкурсников будут доучиваться в ПТУ №№29 и 50, а также в профлицее №10. Казалось бы, проблема нашла своё решение. Но ликвидирована богатая материально-техническая база, расформирован музей 67-го училища. Невостребованным оказался многолетний опыт педагогов.

Туманна судьба профессионального лицея №70, что в Куйбышевском районе. Учреждение готовило специалистов для сферы услуг, поваров, кондитеров, парикмахеров, художников по костюмам и других специалистов. Департамент образования и науки Кемеровской области вынес приговор лицею – «слиться» с педагогическим колледжем №1. В освободившемся здании планируется открыть школу олимпийского резерва.

Решение о слиянии представители 70-го лицея подтвердили, но отказались комментировать до поступления соответствующих документов из областного департамента образования и науки.

По словам Максима Вагоровского, начальника отдела учреждений профессионального образования департамента образования и науки, переезд будет организован в два этапа: в ненышнем году переведут общеобразовательную подготовку, окончательное новоселье запланировано на следующую осень, когда перевезут мастерские.

– Приём абитуриентов будет вестись как в педагогический колледж, так и в 70-й лицей, – заверил Максим Борисович.

В 2011 году департамент образования не утвердил контрольных цифр набора студентов торгово-кулинарному училищу №87, в котором на данный момент обучаются около 200 человек. Получит ли училище лицензию на образовательную деятельность в следующем году, пока остаётся тайной.

– Рынок розничной торговли активно развивается. Ежегодно открывается 800 торговых мест, и уже в ближайшее время мы остро ощутим нехватку специалистов с профильным образованием, – посетовала на одной из пресс-конференций начальник управления по торговле и бытовым услугам Елена Зуева.

Конечно, немалую роль играют и профессиональные предпочтения будущих специалистов. Количество выпускников школ снижается. Напомним, этим летом в Новокузнецке с партами простились всего 1300 одиннадцатиклассников. И большинство из них предпочитают получать высшее образование, становиться невостребованными экономистами и юристами, а не слесарями и сварщиками с гарантированным трудоустройством. Бытует мнение, что если у рабочего руки «правильно пришиты», то он может найти на рынке труда вакансию с заработком, сравнимым с доходом специалиста с высшим образованием. Применительно к Новокузнецку с этим доводом можно согласиться. Например, на одном из местных сайтов вакансий требуются электромеханики, автокрановщики и газосварщики с заработной платой от 15 до 20 тысяч рублей. От 10 до 15 тысяч целковых предлагают бухгалтерам, юристам – от 12 до 20 тысяч. Другое дело, что в нашем городе довольно низкие доходы, устроиться на высокооплачиваемую работу удаётся далеко не всем желающим.

Профессиональные и средне-специальные учреждения проигрывают высшим и потому, что предоставляют отсрочку от армии только до 20 лет.

В современных реалиях снижаются и цифры набора. Например, профессиональный лицей №10 согласно установочным документам может принять 275 абитуриентов (в прошлом году – на 50 больше).

– У нас нет конкурса. Приходит бывший школьник, пишет заявление и поступает в порядке очерёдности, главное – успеть подать документы на зачисление, – рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе профлицея №10 Александр Опара. – Случаев отказа в приёме из-за низкой успеваемости не было, учреждение заинтересовано в студентах, наша задача – сформировать группы. Между профессиональными учреждениями существует негласная конкуренция, естественно, что каждый год проблема комплектации нас волнует. Но пока недобора в лицее не было. На данный момент из 275 мест заняты 219. В конце августа приёмная комиссия завершает свою работу, однако подать документы можно вплоть до 31 декабря, как правило, так поступают ребята, которые определились с будущей профессией только в сентябре – октябре.

Самые популярные специальности в лицее – автомеханик, парикмахер, электромонтёр, машинист тепловоза. Мало востребована профессия наладчика контрольно-измерительной аппаратуры и автоматики. Это связано с тем, что на данной специализации в числе основных дисциплин физика, которая по зубам не всем студентам.

В наше время, как правило, остаются на плаву профессиональные и средне-специальные учреждения с богатой материально-технической базой либо расширившие спектр образовательных услуг. Оба условия удалось соблюсти строительному техникуму, три года назад взявшему под «своё крыло» монтажный техникум и профессиональное училище №58.

– Благодаря объединению получается непрерывный процесс образования – от НПО до СПО. Студенты имеют возможность повышать свой уровень знаний, после училища желающие могут продолжить обучение в техникуме, – комментирует специалист по профориентации строительного техникума Нина Платонова. – Чтобы не плодить безработицу, мы отслеживаем наиболее популярные на рынке труда профессии. Например, раньше обучали экономистов и правоведов, в связи с их переизбытком сейчас не ведём набор на эти специализации. У нас никогда не было недобора, по разным направлениям всегда возникают конкурсы. Последние два года большим спросом пользуется специальность механиков, которые занимаются ремонтом тяжёлой техники. Сюда идут ребята с высокими баллами на экзаменах.

– В этом году мало выпускников одиннадцатых классов, мы за них и не боремся, основной контингент у нас составляют бывшие девятиклассники, – дополняет руководитель отдела маркетинга строительного техникума Елена Барскова. – Центральная пресса, промышленники говорят, что не стоит идти в экономисты и юристы. Конечно, это своего рода рекламная кампания. На мой взгляд, рабочие профессии востребованы. Но ребята хотят трудиться на предприятиях, где считаются с их мнением, уважают. Это немаловажная деталь. Необходима и социальная поддержка. Понятие «непрестижности» рабочих кадров пусть медленно, со скрипом, но уходит. Несколько лет назад родители приходили к нам, внимательно изучали документы, внимали каждому нашему слову, чувствовалось недоверие. Тогда же я проводила анкетирование среди 600 абитуриентов, однозначный ответ большинства: «Мы пойдем только в вуз!» На сегодняшний день этого нет. Во всяком случае, нашему учреждению удалось переломить эту тенденцию. По ряду специальностей сохранилось распределение, как в советские времена. Мы тесно сотрудничаем с промышленными гигантами мирового уровня. Собственники помогают нам в оснащении кабинетов, строительстве мастерских, присутствуют в качестве жюри на конкурсах профмастерства. Когда мы перечисляем эти предприятия, у родителей отпадают вопросы.

– Когда к нам приходят выпускники 11-х классов с родителями, мы спрашиваем: «Почему не вуз?» «Пусть сначала наш ребёнок получит работу в руки, а потом пойдём за высшим образованием», – говорит Нина Платонова.

– Нередко выпускники техникума поступают в вузы, раньше даже такую статистику вели, а сейчас мы в этом мало заинтересованы. Мы готовим кадры в первую очередь не для институтов, а для промышленных предприятий, – отмечает Елена Барскова.

В обществе существует устойчивое мнение, что в училища идут неуспешные дети. Мои собеседники не разделяют эту точку зрения.

– Наши студенты завоёвывают грамоты, дипломы в различных конкурсах, в том числе и профессиональных, – отмечает Татьяна Истомина, ответственный секретарь приёмной комиссии профессионального лицея №10. – Большинство ребят приходят к нам после школы с удовлетворительной подготовкой. Несколько хуже абитуриенты знают русский язык.

– Уровень знаний выпускников в последнее время улучшился, – рассказывает Барскова. – Обязательные для сдачи предметы – русский язык и математика – раньше были в провале. Подготовительные курсы частично компенсируют пробелы. Благодаря этим занятиям многие ребята лучше сдали ГИА, но всё равно пришли к нам. Мы сотрудничаем со школами, раньше педагогические коллективы неохотно пускали нас в свои стены, была чёткая ориентация старшеклассников на вуз. Сейчас удалось добиться взаимопонимания с учителями.

О возможных переменах в профессиональном образовании рассказал Александр Опара:

– С осени предполагается ввести модульное обучение. Сейчас во время учёбы даются сначала теоретические основы по общеобразовательным дисциплинам и по профессии, а затем начинается производственная практика. По новым правилам предполагается вести занятия по блокам – студенты осваивают азы той или иной темы, а затем полученные знания оттачиваются на практике. Насколько эта система будет эффективна, сказать сложно, тем более пока она находится в стадии разработки. На мой взгляд, в первую очередь нужно решать другие задачи – избавляться от сложившихся стереотипов, чтобы дальше развиваться и развивать систему профобразования.

Сейчас в стране проходит обширная кампания по модернизации профобразования. Премьер-министр Владимир Путин на одном из заседаний президиума правительства говорил о необходимости создания эффективной системы прогнозирования занятости. Суть сводится к тому, что училища и техникумы должны выполнять заказ – готовить тех специалистов, которые нужны на рынке труда.

Валерия Клишина

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter