RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 09.08.2010

У рампы, у линии фронта

История города и судеб его жителей имеет ещё немало белых пятен. Удивительные открытия можно сделать и сейчас. Доподлинно стало известно о том, что известная актриса начала века и подпольщица во времена Великой Отечественной войны Александра Перегонец, судьбе которой посвящены книги, театральные постановки, художественные и документальные фильмы, родом из Кузнецка.

Причём об этом факте сотрудники краеведческого музея узнали недавно. В поле их зрения судьба актрисы попала после просмотра документального фильма режиссёра Александра Беланова «После премьеры – расстрел. История одного предательства», вышедшего на российские телеэкраны весной этого года и рассказывающего о деятельности диверсионной группы «Сокол» во время Великой Отечественной войны.

– Ведущий упомянул о том, что родом участница группы и актриса Александра Фёдоровна из Томской губернии, – рассказывает Марина Шальнева, заведующая филиалом Новокузнецкого краеведческого музея. – По нашим предположениям, она вполне могла быть из Кузнецка. И догадка подтвердилась. В метрической книге Спасо-Преображенского собора за 1894 – 1896 гг. указано: Александра Фёдоровна Перегонец родилась 15 ноября 1895 года. Её отец Фёдор Георгиевич Перегонец был надворным советником и горным исправником в уездном городе. Будущая актриса прожила здесь несколько лет, потом переехала в Калугу.

Дар перевоплощения

Будто и не от мира сего, хрупкая не только станом, но и душою. С огромными, необыкновенно трагичными глазами и поразительной внутренней чистотой, которой было проникнуто всё её существо. Вся в творческой работе. Такие воспоминания современников сохранились о Шурочке. «Это маленькая Перегонец многих перегонит», – шептались петербургские театралы, наслаждаясь её поэтическими шедеврами в кабаре «Би-ба-бо», восторгаясь наивной гимназисткой Галочкой в Троицком театре миниатюр. «Петербургской Псишей» назовёт Александру Перегонец поэт Николай Агнивцев в посвящении к своему стихотворному сборнику «Блистательный Санкт-Петербург».

Её театральный талант раскрылся в Калуге. Шурочка с 13 лет участвовала во всех театральных мероприятиях гимназии и когда выходила на сцену, зрители забывали про Александру Перегонец – так завораживал их её дар перевоплощения. Окончив гимназию, она поступила в знаменитую Школу сценических искусств Андрея Петровского в Петербурге. Исключительный талант её заставил Петровского уже после двух месяцев занятий перевести ученицу на второй курс. С непостижимым для её возраста проникновением во внутреннюю суть персонажа Перегонец сыграла Нору в «Кукольном доме» Ибсена, Бронку в «Снеге» Пшибышевского, сестру Беатрису в одноимённой пьесе Метерлинка…

Турне длиною в жизнь

За свою творческую карьеру Александра Фёдоровна исколесила многие города России. К этому подталкивала нестабильная политическая ситуация в стране. После революции Перегонец играла в Киеве в театре «Кривой Джимми». Бои за Киев в ходе Гражданской войны вынудили театр бежать из города: началось «турне по южным городам»: Харьков, Краснодар, Ростов, Тифлис. В Тифлисе театр «Кривой Джимми» начал работать регулярно. В этот период репертуар Перегонец значительно расширился за счёт других жанров, например, танцевально-пантомимного характера. Успех Перегонец в водевилях основывался на органичности её игры и личном обаянии актрисы, признавали театроведы. В 1922 году «Кривой Джимми» переехал в Москву, где окончательно соединился с ростовским театром «Гротеск» и московским – «Летучая мышь». В это время Перегонец создавала образы с бесконечными оттенками женской души в миниатюрах. Примечательный факт в её карьере – съемки в фильме «Аэлита» по Алексею Толстому, в котором она сыграла роль марсианки Ихошки.

Александра Фёдоровна создавала различные образы на сценах Казанского театра, Петрозаводского театра, ленинградского Большого драматического театра, Новосибирского театра, драматического театра Иркутска. Сыгранная в последнем роль Луизы («Коварство и любовь» Шиллера) стала для Александры Перегонец этапной. Её она долго играла в Сибири, потом – в Крыму.

Подпольщица

С 1931 года судьба Александры Федоровны связана с Симферопольским театром. Она была наставницей нового поколения актёров, вела занятия по мастерству с театральной молодёжью, готовила с ними отрывки пьес, ставила целые спектакли.

В связи с началом Великой Отечественной войны симферопольский театр не смог эвакуироваться – путь на Севастополь был отрезан. И труппа вернулась в оккупированный Симферополь. Муж актрисы заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванович Добкевич отказался стать городским головой Симферополя и был убит фашистами. Но Александра Перегонец нашла в себе силы продолжить работу. Именно по её настоянию в мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии». Александра Фёдоровна получила разрешение создать при театре молодёжную студию, куда привлекла около пятидесяти человек, спасая их тем самым от угона в Германию.

Вместе с главным художником театра Николаем Андреевичем Барышевым актриса Александра Фёдоровна Перегонец активно участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Сокол», которую возглавлял майор НКГБ Гиссак Арабаджи. Она играла на сцене, пела перед немецкими офицерами дома, в созданном ею «салоне», а ночью готовила перевязочные материалы для партизан, доставляла медикаменты. «Соколы» целых три года снабжали большую землю важнейшими сведениями о действиях фашистов, помогали партизанам. Делалось всё это при строжайшем надзоре гитлеровцев. Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. В целом группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений. В конце 1943 года Николай Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й армией в 1944 году. В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 костюмов, которую немцы планировали вывезти.

Однако встретить победу, за которую они так боролись, подпольщикам не было суждено. В начале весны 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, их арестовали. Кто выдал – до сих пор не вполне ясно. Подпольщики погибли за три дня до освобождения Симферополя – 10 апреля 1944 года фашисты расстреляли их на окраине города.

Они были актёрами

Им не пришлось врываться в города, форсировать речные перекаты. Когда пришла всеобщая беда, актёры умирали, как солдаты... И память о них до сих пор жива. Именем нашей землячки Александры Фёдоровны Перегонец названа улица в Киевском районе Симферополя. На здании театра имени М. Горького, где работали и сражались участники подпольной группы, установлена мемориальная доска. В этом театре в 1973 году режиссёром Анатолием Новиковым был поставлен спектакль «Они были актёрами» по одноимённой пьесе Виктора Орлова и Георгия Натансона. За эту постановку в 1977 году коллектив удостоен Государственной премии СССР, а в 2000 году – почётной грамоты Верховной Рады Крыма.

Подвигу Александры Фёдоровны Перегонец и её коллег посвящён также одноимённый фильм «Они были актёрами», вышедший в 1981 году. Подлинная история с почти документальной точностью воссоздана на экране. Сохранены настоящие имена героев Симферопольского подполья. Режиссёр Георгий Натансон собирал материалы о группе «Соколы» в архивах КГБ и военной разведки, встречался с бывшими крымскими подпольщиками и партизанами – соратниками героев.

– По человеческому долгу мы обязаны в первую очередь вспомнить не тех героев войны, лица и имена которых освещены победными салютами. Этих людей все знают. Важно не забыть тех, кто не увидел победы, но сделал для неё всё, что мог, – эти слова Константина Симонова стали своеобразным эпиграфом к фильму о подвиге симферопольских актеров. Роль замечательной советской актрисы Александры Перегонец, обессмертившей своё имя подвигом, сыграла Зинаида Кириенко.

– Я влюблена в свою героиню,– признавалась она.– Мое преклонение перед подвигом русской женщины нашло в этом образе благодарнейший материал. Сыграть эту роль было не только творческой задачей, но и гражданским долгом – долгом памяти перед подвигом актрисы Александры Перегонец и её товарищей по Симферопольскому драматическому театру, членов подпольной группы, которые боролись против фашистов до последней капли крови.

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter