RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 11.08.2010

Помоги себе сам и помоги другому

Социальный работник – это человек, который помогает людям. Он порой становится единственной опорой и надеждой для тех, кто нуждается во внимании, заботе, уходе. Сегодня же речь пойдёт о необычном социальном работнике. Который смог совместить в себе способность быть на службе у общества, при этом находясь в «статусе» человека с инвалидностью.

Кире Тельминовой, специалисту по социальной работе Центра психолого-педагогической помощи, 23 года. Она выпускница Сибирского государственного индустриального университета, отличница, обладательница красного диплома.

И ещё у Киры врождённое заболевание – детский церебральный паралич. Сопровождающийся поражением опорно-двигательного аппарата, он способен сковывать разные части человеческого организма, заодно втискивая человека и в рамки минимального разнообразия социальной жизни. Собственная «инаковость» рождает стеснение, и человек с инвалидностью проводит жизнь по преимуществу в четырёх стенах, оказываясь вне «общественной сферы интересов» – будь то уличная, развлекательная или деловая. Однако далеко не все, кому однажды на роду было написано ограничение возможностей (принято говорить, что физических, но на самом деле это понятие оказывается гораздо более широким), соглашаются с подобными обстоятельствами.

Так почему Кира в качестве профессии выбрала именно социальную службу?

– Конечно, выбор был связан с заболеванием, – говорит девушка. – Мне хотелось побыть по ту сторону, от которой зависит наше социальное благополучие. Да, она даёт определённый минимум. Но если ты хочешь добиться большего, ты должен сделать это сам. Социальная служба – это как скорая помощь. Сгорел дом, затопило дачу – и тебе государство даёт возможность чуть-чуть восстановить свой социальный уровень. А ждать, что соцработники сделают твою жизнь проще и легче, – это неправильно.

Не секрет – для того чтобы добиться каких-либо высот, человеку с ограниченными физическими возможностями нужно приложить усилия, превосходящие обычные в разы: барьеры для них выше, путь к цели – длинней и тернистей. Ведь не всякий, допустим, работодатель увидит в подобном кандидате работника, способного принести пользу организации и обществу в целом...

А Кире повезло с понимающими людьми, позволившими ей раскрыть и проявить свои способности и таланты. Сначала это был редактор школьной газеты. Разумеется, работы над собой и преодоления собственных недугов (стеснительности и привычки к малоподвижности, например) юная корреспондентка не избежала: «должность» журналиста всё-таки обязывала. Кира училась писать заметки, репортажи, проблемные статьи, брала интервью у разных людей...

Потом в деле воспитания самостоятельности многое решила поддержка вузовских преподавателей и товарищей по Новокузнецкой городской организации ВОИ.

– У нас, увы, не широко распространена практика очного обучения инвалидов, – комментирует Кира. – Но заведующая кафедрой, проводившая со мной собеседование перед поступлением, восприняла меня как обычную студентку. А мой дипломный руководитель после завершения учёбы пригласила работать в центр... Очень здорово, когда на твоём пути встречаются люди, которые берут тебя за руку и говорят: не бойся. Я им всем очень благодарна. И нашему обществу инвалидов тоже. Новокузнецкая организация ВОИ – одна из самых сильных в стране, это стартовая площадка для людей с инвалидностью. Ребята, приходя в общество, становятся лидерами, заявляют о себе, достигая больших результатов в плане социального развития. Я про себя расскажу: осенью я принимала участие в акции «Уроки доброты», где мы – инвалиды – преподавали основы толерантности пятиклассникам. И вот когда мой урок закончился, один мальчик начал отпрашиваться на тренировку – хотя в коридоре находился его настоящий учитель. Я тогда почувствовала один из ключевых моментов, когда класс тебя слушает и считает авторитетом. И ты не боишься, а хочешь рассказывать, показывать, общаться...

В данный момент Кира занимается разработкой методических пособий по социальному патронажу и помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Всё, о чём она пишет, старается осмысливать и развивать исходя из собственного жизненного опыта, разбивая стереотипы, имеющие место даже в среде социологов.

– Принято считать, что все люди, имеющие инвалидность, мечтают об отсутствии ограничений – то есть о здоровье. Это не вполне верное представление. Большинство людей с ограниченными возможностями хотят в своём сегодняшнем состоянии добиться каких-то высот. Они реалисты и подходят к этому вопросу более практично. Ещё в обществе сильны стереотипы насчёт озлобленности и чувства зависти у инвалидов. Это не так. И мнение о том, что все мы между собой должны быть друзьями, – тоже неверно. Я даже спорила, что инвалидность – это не повод дружить, ведь не факт, что у вас имеются общие интересы. Всё-таки обращать внимание прежде всего нужно на личность, а никак не на внешние особенности.

– Вообще, принято ругать наше общество – нетолерантное, жестокое и так далее, – продолжает моя собеседница. – На самом деле, как мне кажется, общество – это отдельные люди, где каждый человек по-своему относится к инвалидности. И главное здесь – то, как ты сам выстраиваешь конкретные отношения – личные, деловые, дружеские. Для меня, например, самое ценное, когда люди, общаясь со мной, забывают о моих физических ограничениях, и начинается личностный диалог.

Действительно, являть себя социуму можно по-разному: например, чтобы встречали по одёжке, а провожали всё-таки по уму. Тогда и границы общества раздвигаются настолько, чтобы у человека появилась возможность занять своё место под солнцем. У Киры это получается.

– Я поняла, что могу работать. Раньше был страх, а сейчас знаю – я действительно могу. Это замечательное чувство, что вот утром ты идёшь на работу – и люди тоже идут на работу. И вечером все возвращаются домой. Не то, чтобы я «как все», а я «со всеми». Я сопричастна этому процессу. Я не выключена из социальной жизни. Это очень дорого для меня.

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter