RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 11.08.2010

Я – первоклассник!

Первый раз в первый класс – это знаменательное путешествие воспринимается всеми детьми по-разному. Но для всех оно, безусловно, таит много неизведанного и потому волнительного. О том, как подготовить ребёнка к поступлению в школу – а именно, как сделать так, чтобы период его вхождения в систему школьного обучения не был насыщен неприятными неожиданностями, – сегодня рассказывает Алёна Аносова, детский психолог, психолог-консультант детского развивающего центра «Сёма».

Конечно же, дети очень индивидуально воспринимают поход в школу. Для кого-то это стресс, для кого-то – радость, для кого-то – интересное приключение. Но, попав в учебное заведение, любой из них пытается приспособиться к новым условиям, которые кардинально отличаются от тех, что были приняты в детском саду или семье. Теперь он должен войти в более жёсткую систему правил, где есть строго фиксированное время работы (пребывание на уроке), отдыха (короткие перемены) и существуют определённые нормы поведения (скажем, нельзя толкаться, шумно себя вести, бегать с ножницами и так далее). А успешное принятие школы, также как и интерес к учёбе и само желание идти в класс, будет зависеть от того, насколько ребёнок эту систему правил усвоил ещё до начала обучения. Конечно же, готовить детей к школе надо не за неделю – этот процесс должен начинаться намного раньше.

Готовимся заранее

К началу школьного обучения у ребёнка уже должны быть сформированы некоторые умения и навыки. Во-первых, он обязан обладать определёнными сведениями: знать азбуку, цифры, уметь производить простейшие действия сложения и вычитания. Всё это, как правило, уже входит в современные программы детского сада. Но и в домашних условиях ребёнка вполне можно адаптировать к приходу в первый класс. Если же он занимался в школе раннего развития или посещал какие-то кружки – это всё пойдёт ему только на пользу.

Умение дружить, договариваться со сверстниками – тоже немаловажный фактор благополучного пребывания в новом коллективе.

При формировании интереса ребёнка к школе важен процесс сбора необходимых вещей. Сам поход в магазин способен стать целым ритуалом. Можно вместе с будущим учеником заранее составить список того, что нужно приобрести. А при покупках обязательно учитывать его пожелания. И я даже рекомендую родителям оставлять какую-то сумму на начало учебного года – детям всегда потом ещё хочется (или приходится) что-то докупать.

Хорошо, если ребёнок уже знаком со школой и учителем – и сегодня в учебных заведениях у нас есть такая практика: когда в прогимназиях занятия с дошколятами ведёт тот, кто будет учить их в первом классе. Родителям – а особенно если у ребёнка имеются какие-то трудности в обучении или общении – тоже стоит установить контакт с учителем: для начала попросить о встрече, увидеться и поговорить с будущим наставником. Очень важно рассказать ему о каких-либо достижениях своего чада – то есть изначально сформировать положительный образ. Ведь не всегда у учителя при наличии в классе двадцати детей находится возможность узнать что-то особенное о конкретном ученике, его увлечениях, семье, скрытых достоинствах. А от этого во многом зависит и отношение преподавателя к вашему ребёнку.

В первом классе

Итак, мы в первом классе. Часто начинающие школьники с собой в школу приносят игрушки. Конечно, по всем психологическим законам игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. И учителя, бывает, форсируют события, говоря, что такой ребёнок не проходит адаптацию. А ведь первый класс – это время, когда детям ещё можно и нужно играть. И общение по поводу игрушек есть один из способов установить контакт, сблизиться с одноклассниками. Поэтому не стоит родителям сразу извлекать из портфеля машинки, роботов, кукол – всё-таки для первоклассника игрушка остаётся важной вещью. Но вместе с ними в школе появляются особые задания, в «обиход» входят новые предметы. И по мере того, как будет продвигаться учебный процесс и насколько он будет интересен для ребёнка, игрушки станут постепенно отходить на второй план.

Ещё об одной категории навыков, которой следует обучить ребёнка, хотелось бы рассказать. Очень важной для родителей первоклассника является задача «организовать» юного школьника: научить его складывать портфель, вовремя просыпаться, делать уроки, не забывать форму и сменную обувь. Иногда родителям кажется, что ребёнок сам этому может научиться. Однако это не всегда так. Обязанность по воспитанию самодисциплины и приучению к порядку прежде всего лежит на плечах именно родителей.

Трудности общения

Очень часто дети на первом – втором году обучения пытаются конкурировать за место в классе, за лидерство. Стараются показать свою силу, какие-то иные качества. Иногда выясняют отношения и с помощью драк. Тут родителям не следует устраивать панику и сразу бежать разбираться, тем более кричать, обвинять других – проблема таким образом вряд ли решится. Если вдруг ваш юный школьник жалуется, что его обидели, прежде всего поговорите с ним о произошедшей ситуации: что он сказал своему «противнику», что тот ответил, какие он действия предпринял и какие следовало бы предпринять. Нужно работать с ребёнком. Может быть, в случае постоянных потасовок, отвести его в спортивную секцию – тогда он сам научится себя защищать.

К сожалению, в каждом классе есть изгои, непринятые ученики, отчего страдают и они, и их родители. И если случается, что за весь год ребёнок так и не вошёл в то или иное сложившееся детское сообщество, стоит обратиться к психологу за консультацией. В сущности, эту проблему разрешить вполне возможно.

Родителям же всегда нужно помнить, что самое главное – это их моральная поддержка, внимание к чувствам ребёнка, интерес к школьной жизни. Ребёнку важно ощущать родительские любовь и заботу, как бы ни складывались обстоятельства, и при разных ситуациях быть понятым в своей семье.

***

В детском развивающем центре «Сёма» также ведётся подготовка детей к школе. Существуют две программы. «Будущий первоклассник» знакомит ребят с тем, что их ожидает: они проигрывают различные школьные ситуации, получают навыки действий в коллективе. Кроме того, их учат буквам, цифрам, развивают познавательные способности. Другая программа – «Азбука общения» – обучает будущих первоклассников именно навыкам сотрудничества, способности быть в команде, умению договариваться в проблемных ситуациях. О том, как можно выражать свою точку зрения, говорить о чувствах, проявлять свою агрессию приемлемым способом, – об этом дети узнают на групповых занятиях. Они смогут научиться совместно существовать рядом друг с другом и получать от этого удовольствие.

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter