RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 03.08.2011

По просторам города

А вы знали, уважаемые читатели, что пульт управления трамваем, так называемый контроллер, находится не посередине, а сбоку от водителя? Что известная в народе «колбаса», которая не раз служила нам в детстве средством передвижения, называется сцепкой? А «рога» – пантографом? И у трамвая, как на детской площадке, есть песочница!

В премудростях профессии водителя трамвая мы разбирались вместе с Флоридой Бояновой, 40 лет проработавшей в Муниципальном трамвайном предприятии №2 Новокузнецка.

– С детства мечтала стать проводником поездов дальнего следования, – рассказывает Флорида Карамовна. – Тогда казалось – как здорово покататься по просторам такой огромной страны! Но мечте не суждено было сбыться – просто-напросто не пустили родители. Но я не унывала и нашла, можно сказать, родственную, более подходящую для меня профессию. Став вагоновожатой, я и по сей день веду свой «корабль» по просторам нашего города.

В то время, когда в Заводском районе ещё строились трамвайные пути, Флорида Карамовна случайно из объявления в газете узнала, что производится набор на курсы водителей трамвая, и,не раздумывая, пошла.

– Вспоминаю, когда первый раз повела трамвай. Скажу честно, было страшно. Казалось, не смогу остановить. А инструктор стоял сзади и держал вместе со мной контроллер, – вспоминает героиня.

30 ноября 1969 года в Заводском районе пустили первые трамваи.

– Нас, водителей, было очень мало тогда, мы буквально жили в депо, – продолжает Флорида Карамовна, – отработали смену, поспали два часа в комнате отдыха и снова за работу. На линии было около 40 трамваев! И нам, 19-летним девчонкам, нравилась эта работа. Когда пошли первые трамваи, многие горожане с любопытством заглядывали к нам, интересовались, как трамвай работает. Люди в то время были отзывчивее. Бывало, сломаешься, встанешь, всегда подойдут мужчины, предложат помощь, помогут…

Наша героиня очень любит свою работу. Поэтому и трудностей давно не замечает.

– Само по себе управление трамваем – дело несложное, – рассказывает героиня. – Так как трамвай двигается по рельсам, ему не требуется рулевое управление. Однако необходимо управление тягой и торможением, переключение хода вперёд и назад.

Если говорить понятнее, то управляется трамвай контроллером, расположенным слева от водителя. Поэтому основная сложность состоит в том, чтобы правильно выбрать скоростной режим. У трамвая 4 электродвигателя и весит он около 18 тонн. Для плавного торможения трамвая требуется 45 метров, а для экстренного – 21 метр. Флорида Карамовна объяснила, почему водитель трамвая всё время жмёт на педаль. Оказывается, это педаль экстренного торможения, и если её отпустить, трамвай сразу же встанет. С помощью второй педали, расположенной в кабине водителя, регулируется поступление на рельсы песка в сложных погодных условиях. Он находится в ящиках под сидениями трамвая, так называемых «песочницах».

Основные трудности поджидают трамвай и его водителя на дороге.

– Пешеходы и автомобилисты часто не соблюдают правила дорожного движения – создают аварийные ситуации. А автомобилисты вообще не уважают такое средство передвижения, как трамвай, – делится наболевшим героиня. – На трамвайных путях часто сталкиваются автомобили, перекрывая движение, и мы, водители трамвая, не имеющие никакого отношения к аварии, принимаем на себя недовольство пассажиров.

Флорида Карамовна произвела на меня впечатление очень спокойного, сдержанного и терпеливого человека. Наверное, таким и должен быть вагоновожатый, чтобы мы, пассажиры, чувствовали себя комфортно и безопасно на всём пути следования трамвая.

– Конечно, неприятных ситуаций хватает не только на дороге, но и в салоне вагона, но хороших людей всё равно больше! Нас и с праздниками поздравляют, и цветы дарят, а это так приятно!

Инна Меняйлова
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter