RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 27.01.2011

Место для старта

Ежегодно из детских домов России во взрослую жизнь, как в космос, выходят более двадцати тысяч человек. Дальнейшая их судьба предельно понятно изложена языком прокурорской статистики: 40 процентов в первые же годы попадают в тюрьму, ещё 40 – становятся бездомными, 10 – кончают жизнь самоубийством. И только оставшиеся 10 процентов – «условно успешные», весь «успех» которых лишь в том, что они не доставляют особых хлопот государству. По-настоящему благополучными в жизни после детдома становятся лишь единицы выпускников. Принято считать, что возможный шанс, который даётся таким молодым людям, – это шанс на чудо.

Знакомьтесь – Анатолий Камбалин, выпускник детского дома-школы №95, который после окончания педагогического института вернулся сюда работать учителем физкультуры. В детстве Анатолий не познал родительской ласки и внимания, маму и папу ему заменили учителя «казённого дома». Но на своём жизненном примере он доказал, что брошенные дети могут стать достойными людьми наравне с «домашними» сверстниками.

– Обычно за детскими домами закрепляется такая репутация: воспитанников бьют их сверстники, учителя абсолютно не учитывают мнение ребёнка, – рассказывает Анатолий. – У нас такого не было! Я воспитан в нормальных условиях. Нынешний директор, а в то время замдиректора по воспитательной работе, Галина Станиславовна Епонешникова никогда не поддерживала методику третирования, к каждому из нас подбирался индивидуальный подход. Были даны все условия для развития, никогда не ущемляли наши интересы и права. А своих родителей я не помню. Знаю, что попал сюда из Ленинска-Кузнецкого, есть сёстры, но найти родственников желания никогда не возникало. Если я был не нужен им маленький, то зачем мне общаться с ними сейчас? Может быть, если бы видел родителей хоть раз в жизни, то захотелось бы заглянуть им в глаза, понять, почему так произошло...

После девятого класса педагоги предоставили Анатолию право выбора – остаться доучиваться в детском доме или пойти в 10-й класс обычной школы. В итоге он выбрал второй вариант, поскольку требовались основательные знания для поступления в вуз. Попал в 10-й физико-математический класс школы №46 в Заводском районе. С новыми одноклассниками у нашего героя не возникло проблем в общении, никто никогда не напоминал ему, откуда он родом. За ним не закрепилось клеймо детдомовца. Наоборот, ребята часто приглашали Толю в гости, знакомили с родителями. По-прежнему со многими из бывших одноклассников у парня сохранились приятельские отношения.

После школы Анатолий планировал поступить в СибГМА (ныне СибГИУ), но если с математикой проблем не было, то с физикой тесной дружбы так и не получилось. Зато наш герой с детства увлекался спортом, поэтому без труда поступил на спортфак НГПИ. После четвёртого курса вернулся в родные стены – работать физруком. В детском доме ему предоставили возможность проживания.

– По прошествии многих лет начал осознавать – как же тяжело было учителям с нами, – говорит Анатолий. – Из года в год к ним всё больше попадает сложных детей, в том числе рождённых наркоманами. Возможно, у таких воспитанников нет расположенности к наркотикам, но их поведение оставляет желать лучшего. С годами приобрёл навыки работы с такими подростками, научился многое понимать, анализировать. К своим ученикам испытываю, скорее, не жалость, а родительское чувство. Стараюсь с детьми пообщаться лишний раз, помочь разобраться в проблемах, а где-то порою и поругать. По себе знаю, как все эти методы воздействуют на ребёнка.

Сейчас Анатолий Камбалин ведёт уроки физкультуры в восьмом, девятом и одиннадцатых классах. Кроме того, он – замдиректора по безопасности жизнедеятельности. В этом году Анатолий (единственный из мужчина претендентов) принимает участие в конкурсе «Учитель года», итоги которого станут известны уже завтра.

– Как проходила подготовка к конкурсу? – интересуюсь у соискателя на почётное звание.

– И не спрашивайте, такой сумбур в голове, – улыбается собеседник. – Это как студентам постоянно не хватает времени на подготовку к экзаменам. Только студент знает, что вытянет билет и будет отвечать только на него, а нам не известно, что у нас спросят. Чтобы подготовиться, например, к открытому уроку, требуется изучить множество литературы, проконсультироваться с учителями-предметниками. В конкурсе «Учитель года» участвовал в 2007 году, дошёл до финала, но, к сожалению, не победил. Зато приобрёл опыт публичного выступления. Надеюсь, что спустя три года удастся завоевать это звание.

Наиболее значимые достижения Камбалина – попадание в число «Ста лучших учителей России» в рамках национального приоритетного проекта «Образование» в 2007 году, победа во Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда» в номинации «Учитель физкультуры детских домов, школ и интернатов». Немало и наград местного уровня.

– На своих занятиях я пытаюсь создать для детей такую обстановку, чтобы они переключились с прежних уроков, как бы интересно им там ни было, – говорит учитель физкультуры. – На мой взгляд, мужчин в школах должно быть больше. Например, в нашем детском доме, если учительница не справляется с классом, зовёт на помощь меня. Но не в плане рукоприкладства! У нас с ребятами доверительные отношения, поэтому я могу легко наладить дисциплину.

Уроками работа учителя не ограничивается. Анатолий ходит с ребятами на лыжах, коньках, играет в футбол, баскетбол и другие подвижные игры. Организует спортивные состязания между воспитанниками детского дома и учащимися обычных школ. Подопечные Камбалина – постоянные участники различных соревнований, откуда привозят заслуженные награды.

– У нашего класса любимый предмет – физкультура, – делится впечатлениями Галя Смолина, ученица 9А. – Каждый раз он придумывает новые упражнения, игры. Как учитель он очень требовательный, а вне уроков – добрый и отзывчивый. С какой просьбой к нему ни обратишься, всегда поможет не только советом и делом. При встрече с учениками в коридорах не забудет спросить, как дела. Жаль, что по физкультуре нельзя сейчас сдавать выпускных экзаменов.

Приучать к спорту Анатолий пытается и своего сынишку Андрея, правда, пока ему чуть больше двух лет.

– Главное, чтобы наш малыш вырос здоровым, – говорит папа-учитель. – Постепенно приучаем его к водным процедурам. Надеемся, что впоследствии у него самого появится желание заниматься каким-либо видом спорта.

– Андрейке всего три месяца было, когда папа купил ему шведскую стенку, – добавляет, улыбаясь, жена Анатолия Ольга (к слову, она преподаёт русский язык и литературу в этом же детском доме). – Но я не разрешаю её устанавливать, пока ребёнку не исполнится трёх лет. С Толей мы знакомы уже пять лет. Хорошо помню, как пришла сюда работать. О своём будущем муже сначала услышала от детей, а потом только увидела его. Ребятишки его очень любят. Анатолий всегда рядом с учениками – и на уроках, и на дополнительных занятиях, и на тренировках. Им интересно быть со своим учителем. И дело тут, думаю, не в молодости, а в том, что муж может легко найти общий язык с подростками. Когда он остаётся на дежурстве как администратор, у него полный кабинет ребятишек. Мы оба – педагоги. У нас много общих интересов. Приходим домой, даём себе зарок, что не будем говорить о работе, но хватает терпения ненадолго (улыбается). Вместе пишем планы к урокам. В последнее время усиленно готовились к конкурсу «Учитель года». Надеюсь, Анатолий удачно выступит. Всё свободное время проводим вместе, гуляем с ребенком, ходим в кино... И вообще, мы всё всегда делаем вместе!

Валерия КЛИШИНА

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter