RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 29.08.2011

Августовский педсовет: итоги и перспективы

1 сентября – праздник для всех. Искренние поздравления, напутственные пожелания звучали в адрес учительского сообщества на традиционном августовском совещании учителей – главном педагогическом форуме города. В его работе приняли участие депутаты областного и городского Советов народных депутатов, представители органов исполнительной власти области и города, руководители высшей школы.

С приветственным словом к участникам форума обратился глава города Валерий Смолего.

– Августовский педсовет – самое значимое мероприятие для городского учительства, – сказал Валерий Георгиевич. – Мы подводим итоги прошедшего года, обозначаем генеральный план на перспективу. Перед педагогическим корпусом стоит масштабная, ответственная задача – переход школы на федеральные государственные образовательные стандарты.

Должны быть созданы условия для организации современного учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, обновления материально-технической базы школ, отметил глава города. На эти цели будут выделяться средства из бюджетов разных уровней. Инновационные технологии, которые сегодня внедряются в учебный процесс, требуют от учителя больших физических, интеллектуальных, моральных затрат. С 1 сентября на 7,5 процента будет повышен фонд оплаты труда учителей.

Решая базовые проблемы, не следует забывать о предназначении школы воспитывать подрастающее поколение духовно зрелым, высоконравственным, умеющим отвечать за свои дела и поступки. В стенах школы учащиеся получают первые уроки гражданского воспитания, гражданской зрелости и активности. Это одна из главных задач нашей школы, подчеркнул Валерий Смолего.

Талантам надо помогать

С докладом «Стратегия развития муниципальной системы образования в условиях реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики» выступила председатель комитета образования и науки администрации города, почётный работник общего образования РФ Татьяна Рагозина. По словам руководителя, в городе отработаны ключевые механизмы, на основе которых развивается муниципальная система образования.

Показательным в этом смысле является качество образовательного процесса. Из более чем 40 тысяч школьников 1700 окончили 2010 – 2011 учебный год с отличием, это больше, чем в предыдущем году; 13,5 тысячи – на «4» и «5». Возросло количество выпускников, награждённых медалями «За особые успехи в учении».

1135 выпускников сдавали Единый государственный экзамен. (Чаще всего выбирая обществоведение, физику, историю).

В течение трёх лет наблюдается положительная динамика по результатам ЕГЭ. В текущем году девять выпускников гимназий №№17, 44, лицеев №№35, 84, 111, школы №6 получили высший показатель – 100 баллов. Вырос общий средний балл по городу, оказался выше не только областного, но и среднего балла Новосибирской области.

– Система образования должна выполнять функцию социального лифта, открывая путь в экономику, политику, культуру яркой, талантливой, инициативной молодёжи. Только за счёт притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашего города, региона, страны, – сказала в докладе Татьяна Рагозина.

Вот уже два года в городе работает школа «Интеллект будущего». Здесь прошли обучение более 800 одаренных детей, многие из них участвовали в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Призёрами заключительного этапа олимпиады стали Ксения Лихолобова, Илья Сапунов, Юлия Лешанова из гимназии №59, Валерий Белов (гимназия №62), Юлия Галкина (лицей №84).

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» правительство, губернатор области оказывают господдержку талантливым детям-призёрам всероссийских и международных олимпиад. Ежегодно 70 таких ребят получают гранты главы города.

Успешно работают учреждения дополнительного образования детей.

– В прошлом учебном году у наших воспитанников 18 побед и призовых мест на международном уровне, 15 – на всероссийском, более 10 – на межрегиональном и региональном, – привела цифры Татьяна Рагозина.

Грант в 2 миллиона рублей на Всероссийском творческом конкурсе получил центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»; детско-юношескому центру «Орион» присвоено звание «Лидер года 2010 – 2011».

Обновляется материально-техническая база образовательных учреждений. Уровень компьютеризации школ составил 19,57 учащихся на один учебный компьютер. Компьютерные классы созданы в 95 образовательных учреждениях. В прошлом году с помощью благотворительного фонда «Вольное дело» и администрации Новокузнецка начальные классы школ №№10, 50, 71, 104 Кузнецкого района были обеспечены ученическими нетбуками и учительскими ноутбуками, на которые установлен образовательный контент «Кирилл и Мефодий».

– Согласно планам правительства РФ по предоставлению государственных услуг в электронном виде продолжается оснащение электронными дневниками и журналами, – отметила Татьяна Николаевна. – Они уже используются в 63 школах. С 1 сентября все образовательные учреждения перейдут на электронные дневники и журналы.

Большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями. Государство обязано обеспечить юным гражданам России равные стартовые возможности, заметила председатель КОиН. На базе центра психолого-медико-социального сопровождения «Дар», школы №110 в Орджоникидзевском районе организовано обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Новые требования, новые стандарты

Федеральные государственные требования в новом учебном году предъявляются к общеобразовательной программе в детских садах. А школы до 2020 года должны перейти на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Первые классы переходят на обучение по новым стандартам с 1 сентября 2011 года. К этому велась серьёзная подготовка. В городе работали три региональные (гимназия №44, школа №56, начальная школа №54) и семь муниципальных (школы №№4, 72, 77, 79, лицеи №№104, 27, гимназия №73) пилотных площадок.

Институт повышения квалификации разработал инновационную модель подготовки педагогических кадров, предусматривающую введение ФГОС в начальном и основном общем образовании. Прошли обучение не только учителя начальных классов, но и директора школ, их заместители, педагоги, работающие в начальной школе.

Говоря о введении новых стандартов и требований, председатель КОиН подчеркнула:

– Они адресованы не столько ребёнку, сколько органам власти всех уровней – руководителям системы образования, директорам школ, учителям.

Меняется содержание образования – меняется и статус школьных учреждений. В соответствии с программой оптимизации и реструктуризации муниципальной системы образования было реорганизовано и ликвидировано несколько школ. Бюджетные расходы уменьшились на 1,7 миллиона рублей.

Учитель! Перед именем твоим…

Искусство управлять и искусство воспитывать – самые ответственные человеческие функции.

За прошедший год в городской системе образования сменились 22 руководителя. По словам докладчика, время диктует необходимость смены директора-педагога на директора-менеджера. Сегодня 147 руководителей из 324 имеют диплом «Теория и практика управления образованием».

Мощным стимулом становится признание учительского труда. В 2010 – 2011 учебном году в конкурсах профессионального мастерства участвовали более 180 педагогов.

Третий год в регионе проводится конкурс на лучший социально значимый инновационный образовательно-воспитательный проект. Заслуга педагогов в этих и других инновационных проектах неоценима. А значит, их труд должен оплачиваться соответственно.

– Эксперимент по применению новой системы оплаты труда позволил увеличить среднюю заработную плату учителей на 10 процентов, – рассказала Татьяна Рагозина. – Более справедливо и объективно распределялась стимулирующая часть заработной платы. С сентября 2010 года все остальные учреждения образования перешли на новую систему оплаты труда.

Сделано много, предстоит не меньше

В прошлом учебном году дополнительно создано 635 мест в детских садах. С учётом проводимых мероприятий, подчеркнула Татьяна Рагозина, на новый учебный год в детские сады зачислено на 1005 детей больше, чем в предыдущем году. Однако обеспеченность услугами дошкольных учреждений отстаёт от потребности. Очередь составляет 12375 человек.

Проблема частично решается за счёт семейных групп – структурных подразделений детских садов. На конец года таких групп было 95, в них воспитывались 248 детей.

Создаются и группы кратковременного пребывания. Они есть в детских садах, учреждениях дополнительного образования, школах Орджоникидзевского района, в детском саду Заводского района, центре психолого-медико-социального сопровождения «Семья».

В новом учебном году планируется создать дополнительно 780 мест в детских садах, отметила председатель КОиН.

С 1 сентября в Новоильинском районе открывается школа №112 с углубленным изучением информатики. После капитального ремонта откроются школы №99 в Орджоникидзевском районе и №100 имени С.Е. Цветкова в Кузнецком районе.

Но вместе с тем в городе 40 образовательных учреждений остаётся в зданиях 1930 – 1940-х годов постройки. Они требуют капитальных ремонтов.

 

Прямая речь

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РФ, почётный гражданин города Новокузнецка Анна Герлингер:

– Как ветерану народного образования (в системе народного образования проработала 58 лет, из них 35 лет была директором лицея №35. – прим. ред.) мне дорог наш город, небезразлично его будущее.

Изменения в школе необходимы – меняется страна, меняется и общество. Новое влечёт за собой трудности. Это явление временное, оно преодолимо.

Но некоторые новшества трудно принять. Считаю, например, что традиционная система учёта и оценки знаний была более объективной. Давала выпускнику широкие возможности, перспективу, не говоря уже о личностном росте. Вызывает большие сомнения ранняя специализация. В восьмом – девятом классах разве может ребёнок знать, какая отрасль знаний ему ближе, в какой он добьётся успеха? 13 – 14 лет – возраст, когда личность только формируется. Нацеливая подростка на углубленное изучение определённых дисциплин, не закрываем ли мы перед ним дверь к другим богатствам человеческой культуры?

Я за то, чтобы учить детей всерьёз и надолго, по устойчивым, стабильным программам. Только тогда мы получим результат, к которому стремимся: воспитывать высококультурных, широко образованных людей, которые способны двигать вперёд производство, науку, культуру во имя процветания своей Родины.

Задачи и решения

Перед собравшимися выступила замначальника департамента образования и науки Кемеровской области Ольга Лысых, говорившая об актуальнейших проблемах современной школы. Это и новый зарплатный проект («Зарплата руководителя не должна превышать трёхкратный уровень оплаты труда педагогов»), и необходимость повышения квалификации, и внимание к молодым кадрам. Прозвучали и нерадостные цифры. Из 97 выпускников в области, не допущенных к итоговой аттестации, почти третья часть – новокузнечане. Около трети наблюдателей не явились на итоговые испытания…

– Безусловно, заслуги учительства вашего города велики, – сказала в заключение Ольга Лысых. – Но есть мудрость, о которой нужно помнить всегда: говоря о хорошем, имейте в виду, что оно может обернуться противоположностью. Масштабные задачи требуют продуманных, взвешенных решений.

Анна Векшина
Фото Владимира Шкоды

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter