RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 29.08.2011

Работа под стук колёс

С первого взгляда эта профессия может показаться романтической. Стук колёс, меняющиеся пейзажи за окном, города, посёлки, станции… Но, поработав совсем немного, понимаешь, проводник – профессия не из лёгких!

Попробовать себя в этой роли каждое лето могут студенты. Но прежде, чем гордо в форме проводника выйти на платформу встречать пассажиров, необходимо пройти настоящий отбор. Речи о жёстком кастинге, конечно, не идёт. Но из пришедших на курсы студентов меньше половины решаются устраиваться на работу. Многие отказываются уже на стадии изучения теории, на курсах. Курсы – это первый этап в подготовке проводника и, пожалуй, один из главных. Здесь кроме сухой теории и непонятных, но важных в работе аббревиатур типа КВЗ-ЦНИИ, можно услышать множество историй из личной практики проводников, потому что курсы ведут работники резерва, которые «откатали» проводниками не один год. Занятия проходят во всех вузах города и в самом резерве проводников весной. По окончания занятий необходимо сдать экзамен с множеством каверзных вопросов. Зато после сдачи чувствуешь, что знаешь об этой профессии намного больше, чем обычные пассажиры: что такое букса, сколько стоп-кранов в вагоне, какие сигналы подаёт локомотив и что они значат…

Следующий этап, на котором тоже происходит отсев, – это медкомиссия. Проходят её студенты в железнодорожной больнице. Всем прошедшим и решившимся на работу выдают формуляр и удостоверение проводника в коммерческом резерве и направляют на стажировку. Перед ней необходимо также приобрести специальную форму: погоны, рубашку, галстук, чёрную юбку или брюки, а также «крылышки» – фирменный значок РЖД.

Стажировка не оплачивается, но от этого не становится менее интересной. Начинающего проводника прикрепляют к кадровым. Поясню, что проводники делятся на кадровых и коммерческих. Отличий много, но главное в заработной плате. Кадровые получают на порядок больше.

Главное обучение начинается в вагоне. Проводники с профессиональной зоркостью принимают вагон. Подсчитывают все ложки, вилки, подстаканники. Проверяют, целые ли стаканы и тарелки. Прощупывают вагон на пыль, чтобы самим не пришлось перемывать. После приёмки вагона у экипировщиков – так называются работники, которые убирают вагоны, – у проводников ещё много дел. До отправления нужно успеть получить «кондитерку», «мелочёвку» – моющие средства, средства гигиены, ветошь – растопить титан.

Самое неприятное для проводников – визит ревизоров. Чтобы не навлечь их на себя, проводники никогда не кладут ключи на стол и, если они упали, стучат ими три раза. О том, что ревизоры сели в состав, сообщают из штаба по цепочке: проводник передаёт проводнику. Опытные наблюдают за штабным вагоном во время стоянки: не сел ли кто в форме к начальнику поезда. Что же делать, если визит проверяющих неизбежен? Просто полностью подготовить вагон: вымыть туалеты, положить ветошь для поручней в раствор, вытереть пыль и ещё много чего.

А ещё – постоянно следить за пассажирами. Они то ёршик смоют, то градусник оторвут, то засорят поддон титана... И всегда необходимо помнить, что проводник – профессия сферы обслуживания, и поэтому пассажир в большинстве случаев прав.

Ну, а самое интересное в такой работе – это возможность путешествия! Направлений, по которым трудятся студенты, много. И ближние, такие как Рубцовск или Славгород, и дальние – Кисловодск, Адлер, Анапа, Москва и даже Владивосток.

Дарья Мулова
Фото из архива автора

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter