RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 02.02.2012

Обратная сторона кредита

Проблемы с кредитами бывают у всех. Обычно российские граждане берут кредиты на крупные покупки, за которые нужно расплачиваться не месяц и не два, и даже не один год. Но современная жизнь со всеми её перипетиями настолько непредсказуема, что сегодня ты – успешный сотрудник компании с приличным заработком, а завтра – постоянный клиент биржи труда. Да ещё задолжавший банку бешеный кредит за автомобиль или квартиру. Конечно, банки сначала пытаются договориться с должником, предлагают обсудить сложившуюся ситуацию и даже готовы предоставить рассрочку на выплату кредита. Но когда заёмщики становятся «злостными», на помощь кредиторам приходят коллекторы.

В почтовые ящики неплательщиков начинают сыпаться письма с угрожающими надписями, телефоны разрываются. Особое ноу-хау охотников за долгами – звонки домой в неурочное время, когда человек расслаблен и никак не ждёт подвоха. А то и вовсе по рабочему телефону. Назойливые звонки будут продолжаться до тех пор, пока должник не дослушает до конца грозные реплики автоответчика. Вешать трубку досрочно нет никакого смысла. В ход идут и другие, порой изощрённые и жёсткие методы по выбиванию долгов.

Помните, как у Леонида Филатова в сказе «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Царь обращался к Генералу: «Чтоб худого про царя не болтал народ зазря, // Действуй строго по закону, // То бишь действуй… втихаря!»? Получается, с одной стороны, деятельность коллекторов «тиха», то есть нелегальна, с другой – коллекторские агентства прекрасно существуют в России. Если верить электронному справочнику, в Новокузнецке функционируют 12 таких компаний. Руководители агентств утверждают, что их деятельность не выходит за пределы закона. Наверняка должники и правоохранительные органы поспорили бы с этим утверждением. Точку в полемике должен поставить законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Минэкономразвития разработало вышеупомянутый нормативный акт. Его принятие назначено на нынешний год. Фактически с помощью закона будет легализован российский коллекторский рынок. Сейчас эксперты Минэкономразвития вносят правки в закон, предоставленные соисполнителями (Минфином, ФАС, Центральным банком), и после согласования окончательной версии проект будет направлен в Минюст. Скорее всего, это состоится уже в феврале. Руководители коллекторских агентств предполагают, что при самом оптимистичном раскладе проект закона попадёт в профильный комитет не ранее весны 2012-го. Примут его, наиболее вероятно, – на осенней сессии.

Новый законопроект даёт право запрашивать документы по должнику в госучреждениях, а те должны предоставить требуемую информацию в течение 10 дней. Однако и требований к профессиональным взыскателям будет больше. В частности, они не могут контактировать с должником с 22.00 до 6.00, звонить более трёх раз в день и двух раз в час. Помимо этого они обязательно должны быть участниками саморегулируемых организаций коллекторов, разрабатывающих и утверждающих стандарты взыскания для членов СРО...

Поделиться мнением о целесообразности принятия данного законопроекта, рассказать о своих методах работы мы попросили руководителей городских коллекторских агентств. Однако владельцы пока ещё нелегального бизнеса «светиться» не захотели. На личную встречу согласился лишь один директор коллекторской компании. И то только потому, что планирует закрыть своё дело в ближайшее время.
Организация Олега Пухова существует семь лет, в момент зарождения на работу приняли 34 сотрудников. Впоследствии в компании появилось два подразделения – по «выбиванию» мелких и крупных долгов. «Дочка» Олега специализируется на последнем.

– Рассматриваем задолженности юридических лиц, – рассказывает собеседник. – За каждым юрлицом стоит физическое лицо. Исходя из этого альянса, пытаемся понять, был ли умысел в действиях должников. Внимательно изучаем документы, ищем пути выхода для возврата задолженности. Действуем в рамках российского законодательства. Бывает, что и с учётом международных требований. Мошенники, считая себя, видимо, самыми умными, придумывают разные способы ухода от кредитных обязательств. На самом деле существует масса возможностей разубедить их в этом. Просто эти методы нужно умело варьировать, и главное – не переборщить.

В креативности руководству не откажешь. Деятельность сотрудников оценивается по количеству благодарностей... от должников.

– Если нашего работника похвалили его «подопечные», значит, он грамотно исполняет свои обязанности. Механизм прост, – поясняет Олег ноу-хау. – Соответственно, процент на зарплату у данного сотрудника будет выше.
К слову, посредниками между кредиторами и должниками выступают, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных органов, юстиции, в частности, судебных приставов.

За семилетний опыт работы «клиентами» конторы Олега Пухова стали порядка 50 тысяч человек.

– Неплательщики бывают случайными и злостными, – рассказывает коллектор со стажем. – Со случайными проще – отдают деньги по первому требованию. С хроническими нарушителями приходится попотеть.

Раскрывать все карты касательно методов работы Олег Геннадьевич не стал. В его рассказе фигурировали лишь способы гуманного воздействия:
– Первоначально делаем звонок с предупреждением о нарушении положения по уплате долга. Вежливо приглашаем человека на собеседование к себе в кабинет. Если не соизволил появиться, беспокоим повторно.

Сотрудник, в чьём исполнении находится материал, будет лично ходить в гости к должнику. Коллектор – это психолог, он должен найти ключ к совести неплательщика, при этом избежать агрессии (к слову, не зафиксировано ни одного нападения на наших коллекторов). Если и это не помогает, в ход идёт дозволенный законом террор, например, отключается электроэнергия. Совместно с судебными приставами проводятся рейды, подключаем телевидение. В подъезде создаётся шум, у жильцов может выработаться негативное мнение о соседе-должнике. Радости это никому не доставит.

Законопроект, легализующий коллекторский бизнес, казалось бы, должен был обрадовать Пухова. Однако вызвал обратную реакцию.

– Прочитав законопроект, решил закругляться со своей деятельностью. Я для себя давно решил, что пора отходить от этого бизнеса. Намечается тенденция возврата к 1990-м годам, когда криминалитет берёт инициативу в свои руки, и, скорее всего, в итоге обыграет коллекторские компании. До сих пор нередки случаи, когда долги выбивают в прямом смысле вышибалы. И никого при этом не осудят. Со своей стороны мы ищем такие подходы, чтобы не ущемить должника в гражданских правах, не лишить жилья. Согласно законопроекту злостного неплательщика могут выселить в жильё ветхое либо расположенное в более мелких городах-соседях. Остаток суммы после продажи квартиры пойдёт на погашение кредита. Законопроект, безусловно, нужен. Но не в таком виде. Он даёт коллекторам слишком много прав, в целом нарушает уже существующие законы. То есть каждый сотрудник, не имея лицензии детектива, может заниматься розыском. Правоохранительные органы будут обязаны предоставлять ему информацию. Коллекторская компания возомнит себя уголовным розыском. Запрет на взаимодействие с должником распространяется с 22.00 до 6.00, в час разрешены две беседы с должником, но где они будут проходить, непонятно. В 2007 году генпрокурор России предложил часть функций судебных приставов передать коллекторским компаниям. И это было правильным решением. Законопроект долго муссировался. Но в итоге его почему-то не приняли. Есть же 382-я статья Гражданского кодекса, которая гласит, что передача долга третьему лицу законна. И не нужно спрашивать разрешения должника. Естественно, для коллекторов обсуждаемый ныне законопроект – просто песня. Если сейчас, используя свои методы, мы возвращаем 75 процентов долгов, то благодаря этому закону будут все 90. Из оставшихся десяти процентов пять – это смерть заёмщика, ещё пять – какой-либо физический недуг человека либо форс-мажорные обстоятельства, из-за которых он не смог вернуть долг.

Против легализации коллекторского бизнеса выступает и Роспотребнадзор, обосновывая свой отказ многочисленными жалобами со стороны заёмщиков. Однако в территориальном отделе Роспотребнадзора нам заявили, что не принимают подобные обращения. Специалисты могут лишь дать консультации, как действовать пострадавшему заёмщику. В первую очередь – обращаться в правоохранительные органы.

– Оформляя кредитный договор, человек вступает в потребительские отношения непосредственно с кредитором. Им может быть лицо, юридическая организация, индивидуальный предприниматель. Отношения между заёмщиком и коллекторским агентством нельзя назвать потребительскими – они регламентируются Гражданским кодексом, соответственно, не подпадают под закон о защите прав потребителей, – поясняет ведущий специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Евгения Шехтман. – Потребительские отношения, которые были заключены между банком и потребителем, не передаются в другую организацию – в данном случае, коллекторскую. Коллектор не обязан предоставлять потребителю информацию о сумме задолженности. В принципе, такими данными агентства и не должны располагать. Это разглашение банковской тайны.
Евгения дала несколько советов о правильном «сотрудничестве» должника с коллекторскими компаниями.

Если потребитель получает уведомления о наличии долга от агентства, исполнять обязательство в сей момент не стоит. Во-первых, под видом коллекторов могут быть мошенники, получившие доступ к данным заёмщика. В качестве доказательства должен быть предоставлен договор между банком и коллекторской организацией, подтверждающий основание перехода право требования долга. Должник вправе выдвигать против нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору. Необходимо учитывать и срок исковой давности. Истечение трёх лет с момента последнего платежа в связи с отсутствием письменных уведомлений о наличии задолженности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске против должника.

Если коллекторы начнут перегибать палку – смело обращайтесь в уголовный суд в порядке частного обвинения. Но необходимо отметить, что вышеупомянутые меры являются крайними, и их необходимо применять только в случае очевидного нарушения закона. А лучше всего подумать о своевременном возврате долга.
 

Валерия Клишина

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter