RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 19.09.2011

Инновации на колёсах

Полетать над Сочи или совершить скоростное путешествие из Санкт-Петербурга в Москву на прошлой неделе мог любой желающий новокузнечанин. Виртуально. Но максимально приближено к реальности.

С однодневным визитом наш город посетил уникальный поезд, вагоны которого пополнили экспонаты, повествующие об истории становления железной дороги в России, а также инновационные проекты компаний мировой величины. Передвижная выставка включала в себя восемь вагонов.

– Уважаемые пассажиры! Сегодня на первой платформе работает передвижной выставочно-лекционный комплекс, – объявляет диспетчер. Первая реакция пассажиров – недоумение: что из себя представляет этот чудо-поезд? Попав уже в первый вагон, посетителям становится не жалко потраченных на билет денег...

Макеты с малейшими деталями высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро» вызвали больший интерес у горожан – когда ещё представится возможность приобщиться к столичной жизни? «Сапсан» – настоящая гордость России, ведь именно благодаря этому скороходу страна вступила в элитный клуб участников высокоскоростного движения.

Фотографии, слайды, копии оригинальных конструкций лучше любого учебника рассказывают об эволюции поездов – от первых подвижных составов до самых современных паровозов. Представлены и уникальные модели, например, самоходы для передвижения, работы и проживания в условиях Севера. Макеты-панорамы демонстрируют строение пути в разрезе, устройство станций, железнодорожного переезда, стрелочного перевода. Уменьшенная копия космодрома Байконур изображает подвоз ракеты к стартовой площадке с подъёмом ракетоносителя.

В одном из следующих вагонов любознательные посетители могли уже не просто созерцать экспонаты, а попробовать на практике – каково это быть машинистом «Сапсана» или лётчиком пассажирского лайнера.

Чтобы ощутить яркие эмоции, что называется, на своей шкуре, садимся за штурвал, задача – приземлить самолёт в аэропорту Адлера. В кабине пилота множество рычагов и всевозможных кнопок. Как в настоящей. Штурвал требует к себе бережного, «миллиметрового», отношения: рывок чуть сильнее, и самолёт резко меняет направление. Пролетаем Чёрное море. Виднеются жилые дома, деревья... Для пущей правдоподобности инструктор одним нажатием кнопки «портит» метеоусловия, после чего видимость значительно ухудшается. Этот тренажёр готовит пилотов к любым нештатным ситуациям, избегая при этом жертв и аварий. Посадить самолёт на полосу нам, к сожалению, не удалось. В условиях почти нулевой видимости после экстренного торможения «припарковались» за несколько километров от неё... Такой адреналин вряд ли испытывали даже самые матёрые гонщики.

Другой новичок занял кресло машиниста.

– Это Октябрьский участок – на пути следования из Петербурга в Москву, – поясняет инструктор.

Встречные поезда, непогода не пугают добровольца. Протяжный гудок паровоза, плавное движение ручкой, и на спидометре уже 200 километров в час. Пять – семь минут – и скоростной поезд уже на нужной платформе.

«РОСНАНО» представила лучшие разработки своих проектных компаний, в том числе системы энергоэффективного электроснабжения (тонкоплёночные солнечные модули с литий-ионными аккумуляторными батареями). Одна из фирм выставила своё ноу-хау – наночернила, которые благодаря внутренним свойствам не растекаются даже на воде. Такими чернилами можно не только писать, но и рисовать картины – но лишь с помощью принтера. А если изображения нанести слоями друг на друга, то получится объёмная картина.

– Наночернила экологически чистые, не вызывают аллергии у человека, – поясняет гид. – Но такие картины довольно дорогие – стоимость одного квадратного метра готовой продукции – 3,5 тысячи рублей.

В этом же вагоне расположилась камера очистки воздуха, которая используется в местах курения аэропортов Домодедово и Шереметьево, во многих гостиничных комплексах. Камера внешне напоминает душевую кабину. Воздух очищается путём его циркуляции через фильтр. Такое оборудование может также применяться в хирургических отделениях больниц для обеззараживания воздуха.

Достижения «Росатома» разделены на три тематических блока. Вначале посетители знакомятся с происхождением радиации, её природными источниками и степенью их воздействия на человека. Не секрет, что естественный фон на разных участках земного шара может отличаться в разы или даже в десятки раз. Для иллюстрации этого факта в стенах вагона в нескольких местах вмонтированы миниатюрные табло, которые показывают уровень излучения в Санкт-Петербурге и иранском городе Рамсер, на прибрежных территориях индийского штата Керала и на пляжах Бразилии. Кроме того, есть отдельный стенд с наглядной демонстрацией возможностей применения радиационных технологий в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

– Эта пробная поездка по всей России, – подводит итог экскурсии заместитель начальника Западно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек Александр Корнеев. – Идея запуска локомотива зародилась спонтанно. Главный инженер РЖД побывал в Германии, где увидел поезд, перевозящий по разным городам экспонаты со всей страны. Например, после трагедии на «Фукусиме» была разработана система блокировки подобных аварий. Наш состав в середине октября вновь прибудет в Москву. Позади – около 40 тысяч километров. Передвижная выставка пользуется большой популярностью. Из ближайших соседей Новокузнецка мы посетили Омск, Новосибирск, Кемерово. Дальше держим путь в Алтайский край – Бийск, Барнаул. В вашем городе с экспонатами смогли ознакомиться порядка 600 человек, надеемся, что технические новинки пришлись им по душе.

Валерия Клишина
Фото Константина Новицкаса

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter