RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 21.09.2011

Дело на всю жизнь

– Работа занимает в моей жизни не меньше места, чем дом и семья, – считает Людмила Марочкина, директор ЖЭК-5 в Новоильинском районе.

Это действительно так. На протяжении почти 30 лет Марочкина возглавляет одно и то же жилищное предприятие. Сначала оно было просто участком – ЖЭУ №7. В 1987 году участок выделился из состава муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия №1 (Марочкина некоторое время работала заместителем директора МПЖРЭП). Формируя новую структуру – ЖЭК-5, Людмила Юрьевна постаралась сохранить, сберечь всё лучшее, что было достигнуто за предыдущие годы. Реформы хороши, если они несут в себе созидательное начало, считает она.

 

Людмила Марочкина награждена областными медалями «За веру и добро», «За бизнес во имя созидания», медалью ЦК профсоюзов жизнеобеспечения «90 лет профсоюзам», медалью «65 лет Кемеровской области».

Лауреат премии Кузбасса за 1998 год. Награждалась почётными грамотами, благодарственными письмами администрации Кемеровской области и города Новокузнецка.

Надо сказать, что ЖЭК-5 во многом был пионером. Новации в жилищно-коммунальном хозяйстве нередко начинались именно с этой организации. Первыми из жилищно-коммунальных предприятий здесь компьютеризировали паспортный стол, открыли собственный лицевой счёт – хозяйственной самостоятельности ЖЭК-5 добилась первой...

Сегодня ЖЭК-5 – подрядная организация по обслуживанию многоквартирных жилых домов. В ее ведении – эксплуатация и текущий ремонт зданий. По договору подряда с ООО «Управляющая жилищная компания» ЖЭК обслуживает 70 жилых домов общей площадью 500 тысяч квадратных метров, в которых проживают более 20 тысяч человек. Названные объёмы составляют почти четверть жилищного ресурса Новоильинки.

Не секрет, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство – инвестиционно привлекательный и, по мнению многих, выгодный вид деятельности. Жилищно-коммунальный рынок города насыщен, создано множество ООО, которые предлагают себя в качестве управляющих компаний, подрядных организаций и так далее. Есть конкуренция, которая, как оказалось, не стала панацеей…

Что среди множества аналогичных предприятий выделяет ЖЭК-5? Что особенного есть у этого не очень большого предприятия, в составе которого 175 штатных сотрудников, включая директора?

Несмотря на то, что работать приходится в новых условиях, структура ЖЭК-5 осталась практически неизменной. Той, что ещё в советское время доказала свою эффективность.

В жилищно-эксплуатационной конторе свои кадровые слесари-сантехники, электрики, дворники. Своя аварийная служба, плюс круглосуточное обслуживание.

В чем преимущества такой системы? Вот простой пример.

Осень – время запуска тепла. Практически не бывает так, чтобы процесс шёл без сучка без задоринки. Случается всякое и в предприятии, о котором рассказываем.

Но важен, как говорится, не процесс, а результат. И то, за счёт чего он достигается.

Так вот, в ЖЭК-5 неудобства для жителей стараются свести к минимуму. В одном из домов на улице Косыгина при подаче тепла слесаря-сантехники обнаружили: в нескольких квартирах батареи отключены (многие сейчас устанавливают на радиаторах краны, чтобы регулировать теплоподачу непосредственно в квартире). О запуске тепла жителей информировали по ТВ, объявления вывешивали. Предупреждали, чтобы сообщали о состоянии квартирных теплоприборов. Тщетно: как всегда, нашлись забывчивые, которые подвели не только себя, но и соседей.

Четыре стояка оказались «обесточены». Другая обслуживающая организация (не хочу указывать пальцем, но такие есть) пустила бы дело на самотёк, мол, сами попросят, чтобы тепло подключили. В ЖЭК-5 поступают по-иному. Мастер Олег Мецлер полдня вызванивал хозяев квартир. По окончании рабочего дня передали номера телефонов, фамилии хозяев квартир в аварийную службу (благо, она своя). Положено запустить тепло в определённый день – значит, надо сделать, чего бы не стоило. Это только один случай, а сколько их бывает на дню? В каждом надо разобраться.

– Наши работники привыкли принимать самостоятельные решения, какой бы сложной ни была ситуация, – говорят в ЖЭК-5. – Часто решения являются нестандартными, и мы это ценим.

Вот, скажем, обнаружили слесаря-сантехники, что в таком-то подвале требуется поменять задвижку тепло- или водоузла. Новой задвижки в наличии не оказалось. Как выйти из положения? А очень просто. Из нескольких бывших в употреблении задвижек собирается одна. И будьте уверены: прослужит этот узел годы, ведь собран он мастеровитыми, умелыми руками.

Такими, например, как у слесарей Михаила Чуфарова, Юрия Прудаева или Алексея Глупанова.

– Реформы реформами, а в жилищно-коммунальном хозяйстве одной из главных фигур как был слесарь с гаечным ключом, так и остался, и никуда от этого не деться, – считает Людмила Марочкина.

Продуманная кадровая политика – ещё одна фишка предприятия. Когда оно формировалось, Людмила Юрьевна поставила непременным условием сохранение всех квалифицированных, отлично зарекомендовавших себя работников. И не ошиблась. Набирать новых, с бору по сосёнке, да учить их, воспитывать – дорого бы обошлось. А вот оставить рабочий костяк, чтобы было у кого набираться опыта, – разумно и дальновидно.

В ЖЭК-5 есть работники, которые трудятся здесь по 10, по 30 лет. Уходить не собираются. Это дворники Татьяна Ларина (жители её хозяйкой двора называют, по праву), Татьяна Тортумашева, Лидия Тузилкина. Инженер-электрик Наталья Гришаева («Бессменный, верный наш товарищ», – говорят о ней в коллективе)...

И, конечно, правая рука Людмилы Юрьевны – её заместитель Любовь Захарцева. Главный инженер Сергей Афанасьев, мастера Любовь Гербер, Валентина Кирьянова…

– Да весь коллектив у нас замечательный! – улыбается Марочкина.

Скажи мне, какие люди тебя окружают, и я скажу, кто ты…

Конечно, не так просто складывался коллектив. Долго думали: как заинтересовать каждого работника в результатах труда? Добиться, чтобы не бездумным исполнителем он был, а ответственным профессионалом, душой болеющим за своё дело?

Нашли решение, и время показало: правильное.

Во-первых, ушли от коллективной ответственности. Если сегодня на доме работает один электрик, завтра – другой – значит, и спросить не с кого. Теперь за каждым слесарем, дворником, электриком закреплён свой дом. Плохо обслуживать его работнику невыгодно: от качества труда зависят и зарплата, и премия. Материальную заинтересованность, как известно, никто не отменял. Она была и остаётся мощным стимулирующим фактором.

Как результат, в ЖЭК-5 практически нет текучести кадров. Люди дорожат своими рабочими местами.

С начала 2011 года в многоквартирных домах, обслуживаемых ЖЭК-5, были отремонтированы подъезды с установкой пластиковых стеклопакетов, инженерные коммуникации, заменено оборудование водо- и теплоснабжения, устанавлены энергосберегающие приборы. Благоустроены дворы, оборудованы детские площадки. Всего выполнено ремонтных и иных работ почти на четыре миллиона рублей.

Но что-то мы всё о предприятии, а что же те, для кого это предприятие, в конечном счёте, создано и работает, – жители? Надо сказать, обслуживание населения – особая отрасль. Как ни парадоксально, одним из качественных показателей в ней является… отсутствие отзывов от клиентов.

Как говорится, счастье молчит, а кричит горе.

Жалобы от населения в ЖЭК-5 нечасты.

– Бывают недовольные, – не скрывают в организации. – Но мы требуем от персонала по каждой жалобе незамедлительно проводить расследование, принимать меры. Проблема не представляет труда, если есть с кем её обсуждать и решать. В своей работе обслуживающая организация опирается на общественность. В первую очередь это актив, старшие домов, которых выбирают сами жители. В доме №57 на улице Новосёлов вот уже несколько лет старшей дома является Наталья Дубовая. Из тех, кого называют неравнодушными. Заботит её благополучие дома, потому и согласилась на беспокойную должность. И, надо сказать, Наталья Владимировна держит свой дом крепкой рукой. Нет здесь должников по оплате жилищно-коммунальных услуг (а значит, исправные плательщики не содержат своих соседей-должников). В доме проложена новая система отопления, отремонтирована крыша. Не за спасибо ЖЭК-5 всё это сделал – на деньги жителей. На Новосёлов, 34, старшая дома Наталья Кириметская. И ещё много активных, понимающих помощников у обслуживающей организации. Заинтересованных в том, чтобы их дома были обихоженными, уютными, чистыми. Умеющих найти контакт с обслуживающей организацией. Где надо – потребовать, где надо – установить доверительные отношения. И в ответ получить уважение и понимание.

– С подрядной организацией ЖЭК-5 у нас нет проблем, – говорит заместитель директора ООО «УЖК» Людмила Божкова. – Все возникающие вопросы, как правило, решаются конструктивно и по-деловому. Хотелось бы и в дальнейшем сохранить партнёрские отношения с этой организацией.

– Я часто думаю: наша работа – она, может быть, самая необходимая для людей. Человеку нужна крыша над головой, свой дом, своя, что называется, крепость, – размышляет Людмила Марочкина. – И я, и мои коллеги по-настоящему счастливы, когда довольны люди, которые живут в домах, обслуживаемых нами. Мы по-настоящему любим свою работу, главное дело нашей жизни.

Анна Векшина
Фото Константина Новицкаса

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter