RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 10.10.2010

Вторая мама для учеников и внуков

В детстве я считала бабушку второй мамой. Она встречала нас с братом после школы, готовила обеды, помогала делать уроки. Мои одноклассники часто с завистью говорили: «Повезло тебе – живёшь вместе с такой бабушкой!» Да, действительно, нам очень повезло.

Сейчас моей бабушке, Анастасии Андреевне Темниковой, 84 года. Возраст преклонный. Но не для неё. Она по-прежнему продолжает жить активной жизнью, интересуется новинками кино и литературы, посещает общегородские мероприятия. Более 30 лет бабушка проработала учителем математики в Новокузнецком педагогическом училище №1. И не поверите – до сих пор занимается репетиторством.

Когда я пришла в первый класс, то умела и читать, и писать – ведь бабушка проводила «уроки», пока мы ездили в трамвае в детский сад. Причём обучала в игровой форме. В дальнейшем она помогала осваивать мне не только царицу наук и смежные с ней предметы, но и литературу, русский язык, а в институте – даже философию.

Она никогда меня не ругала. Если что-то делала я не так, она усаживала меня рядом с собой и тихо объясняла, что так поступать нельзя. Её мудрые слова хранятся в памяти до сих пор. Теперь уже понимаю, что учила она меня жить правильно, уважать людей и никогда не причинять им зла.

Бабушка родилась в 1926 году в деревне Канавы Новосибирской области. Семья была многодетной. Анастасия – старшая. Когда ей исполнилось четыре года, переехали жить в Прокопьевск. Отец устроился на шахту. К труду ребятишек родители приучили с раннего детства, воспитали у них чувства ответственности и обязательности.

После окончания седьмого класса тогдашняя Настя задумалась – стоит продолжать обучение в школе или поскорее получить специальность и пойти работать, поскольку денег в семье не хватает. 21 июня 1941 года подала документы в кемеровское педучилище. А 22-го началась война…

– Хотела забрать документы, – вспоминает бабушка. – Война спутала все планы, но бумаги мне вернуть отказались, поэтому год я проучилась в Кемерове. Поскольку закончила семь классов с похвальной грамотой, в училище меня приняли без экзаменов. Училась всегда только на «отлично», получала стипендию. О том, что педагогика – моё призвание, поняла ещё в детстве. В школе являлась бессменной старостой класса, всегда консультировала одноклассников по математике. В седьмом классе был такой случай. Все кроме меня не выучили стихотворение. Учительница ушла и наказала мне: «Пока каждый не выучит и не расскажет тебе стих, из кабинета не выпускай!» Я одна сидела с ребятишками – никто не ушёл, пока я всех не опросила. Видимо, помог авторитет старосты (улыбается). Студенческое время голодное было, денег не хватало. Через год вновь вернулась в Прокопьевск и продолжила работать в школе. Во время войны нас, старшеклассников, мобилизовали работать учителями. Так как мне всегда нравились точные науки, то преподавала арифметику в пятом классе и физику в шестом – седьмом классах, со второй смены – вела уроки в начальных классах. Проработав год учителем, поняла, что надо повышать своё образование. Рискнула поступить в Новокузнецкий пединститут. На физико-математическом факультете проучилась с 1945 по 1949 годы – после войны ощущалась острая нехватка педагогов.

Бабушка закончила институт с красным дипломом, во время учёбы была старостой группы, председателем профкома факультета. Четырём выпускникам-отличникам предложили продолжить обучение в московской аспирантуре, однако жизнь в столице была не по карману никому из них.

По распределению перспективного педагога направили в педучилище №1. Хотя во время практики в 12-й школе молодую учительницу заметил директор Иван Филиппович Беляев, уговаривал её остаться работать у него.

– В то время 12-я школа была мужской, директор, чтобы удержать меня, обещал предоставить квартиру, но я не согласилась – на руках уже было распределение в училище, – объясняет бабушка. – Там я преподавала математику и методику математики в начальной школе с 1949 по 1981 годы. Готовить кадры для школы – интересно. Согласно требованиям времени разрабатывали различные методики. Ездили по школам области – смотрели, как в них реализуются новые программы, сидели у коллег на уроках, узнавали для себя что-то новое.

Анастасия Андреевна давала не только уроки, но и продолжала общественную работу – избиралась председателем профкома и секретарем партбюро училища.

В училище поступали, как правило, девушки. Парни – явление редкое. Тем не менее среди студентов встречались и мальчишки, которые проявляли большое рвение в учёбе. Разработанный материал занятия был для них слишком прост, приходилось составлять индивидуальные задания.

– Мы вели также переподготовку уже работающих учителей, – делится бабушка. – Новые программы предусматривали элементы алгебры и геометрии, многие учителя, особенно из сёл и деревень, были далеки от этого. Не с первого раза они понимали материал лекции, приходилось дополнительно объяснять в перерывах. Мне это не составляло труда. Однажды одна из учительниц мне сказала: «Анастасия Андреевна, зачем Вы им по сто раз одно и то же поясняете?! Пусть сами разбираются!» На что я ответила: «Я – учитель, объяснять – моя работа, по глазам вижу, понял студент материал или нет». Как-то во время урока на первой парте сидит девочка и лучезарно улыбается. Спрашиваю: «Что случилось?» Она в ответ: «После ваших объяснений я наконец-то поняла, что такое производная». Когда пришла работать, в училище открыли заочное отделение для учителей, не имеющих образования. Часто на экзаменах они упрашивали меня поставить хотя бы «тройку». В благодарность приносили подарки – резиновые сапоги, различные продукты. А однажды одному из преподавателей пожертвовали наседку с цыплятами. Но мы никаких «даров» никогда не брали, старались оценивать студентов объективно.

В 1960-х годах по долгу службы моей бабушке пришлось поработать даже в тюрьме. Заключённых нужно было обучить азам начальной школы. Трое педагогов, в том числе и моя бабушка, обучали арестантов математике, русскому языку, проводили уроки труда.

– На занятия ходили двадцать пять мужчин, у всех них был большой срок за тяжкие преступления, – рассказывает бабушка. – Первое время мы боялись даже поднять на них глаза, со временем привыкли. Однако никаких нареканий в адрес «учеников» не было – наоборот, им было интересно, часто спрашивали, что творится за колючей проволокой, интересовались новинками в литературе и кино. Мы провели курс лекций. Потом наши «подопечные» стали передавать знания остальным арестантам.

Выпускники училища, многим из которых уже за 70, до сих не пор не забывают бабушку, часто звонят, обнимают и благодарят, встретив на улице. Вот и в День учителя во время нашего общения телефон замолкал лишь на несколько минут. Тёплые слова греют душу бабули – значит, не зря прошли три десятка лет учительской деятельности.

Она уже давно на пенсии, но охотно продолжает делиться знаниями с «репетируемыми» учениками. Один из её подопечных, которого считали безнадёжным двоечником, после двух лет занятия с бабушкой поступил в строительный техникум, окончил его с отличием. Сейчас продолжает обучение в Томском университете.

Счастлива бабушка и в личной жизни – воспитала двух сыновей, четырёх внуков. Сейчас растут два правнука, так что свои бесценные знания ей будет к кому применить.

Остаётся добавить, что за хорошую работу бабушка имеет много благодарностей от училища, значок «Отличник народного просвещения», кроме того, ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы».

Валерия КЛИШИНА, газета "Новокузнецк"

Фото из личного архива Анастасии Темниковой

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter