RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 20.10.2010

Про особые театры

Недавно в Москве состоялся IV Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». Что такое протеатр? Это место, пространство, площадка для творческого пластического самовыражения людей с ограниченными физическими возможностями и интеллектуальными особенностями развития. Здесь были участники из Южной Кореи, Германии, Польши, Узбекистана, Украины. В жюри – известные артисты, театральные теоретики, академики. Мастер-классы российских и зарубежных хореографов и режиссёров, премьеры спектаклей на сцене ГИТИСа посмотрела Юлия Романова, руководитель библиотечно-информационного центра для инвалидов «Крылья».

– Что именно особенного происходило на московской сцене?

– Самое главное – я поняла, что нельзя говорить об инваискусстве. То, что я видела, – это было очень высоко. Я, например, никак не ожидала встретить на сцене столько человек с интеллектуальной недостаточностью или с психическими расстройствами. А здесь люди с синдромом Дауна, аутисты «держали» зал по полтора часа. При этом совершенно непонятно, как они запоминают текст, непонятно, как двигаются на сцене, если в бытовой жизни они могут, допустим, налить компот в суп, забыть, в каком номере живут, каждый день знакомиться с тобой и представляться разными именами... А потом выйти на сцену и показать спектакль по Гоголю «Женитьба» или по Ремизову – «Прение живота со смертью» – профессиональные коллективы за такую постановку редко берутся. Тут вопрос в органичности встраивания актёров в рисунок спектакля. Допустим, играя Чёрта, какому-нибудь заслуженному артисту придётся делать мимические ужимки, ломать себя. А ребята здесь не играют, они просто живут в реальности, и их лица, их поведение на сцене таково, что ты понимаешь – именно таким должен быть, допустим, Подколесин, именно с таким истинно гоголевским сарказмом, гротеском нужно играть. И на сцене ты не видишь инвалидов. Можно подумать, что просто так интересно подан Гоголь и так интересно он сыгран артистами. Но это, конечно же, высочайшее искусство режиссёров, выбор материала, его адаптация, использование возможностей, тех, которые есть.

– Форс-мажоров не случалось?

– Были подарки для зрителей – импровизации актёров. Артистка псковской студии «Я и ты», которая играла служанку, должна была выходить на сцену по зову хозяйки и с совершенно глупым лицом спрашивать «Чаво?». С этой репликой она стала любимицей зала. Ей очень понравилось признание, и она стала выходить на сцену, даже когда её не звали. С этим «чаво» происходили такие рецидивы, что зал просто лежал... Или ангел из московского «Театра простодушных» – он запутался крыльями за кулису, и остальные ангелы со сцены сообщали зрителям: «Сени нет. Мы петь не будем».

Они могут по окончании спектакля прыгать в зал от радости, носить своих партнёрш на руках от наполняющего их счастья. Это как ребятишки на утреннике. У них жизнь происходит именно на сцене, и когда всё заканчивается, они снова превращаются в обычных людей с их заболеваниями.

– Какие участники ещё запомнились?

– Восторг вызвали наши сибирские коллективы – театр пантомимы из Новосибирска «Жест» и из Томска – «Индиго». Там участвуют люди с нарушениями слуха. Очень интересные, красивые постановки. Меня теперь тянет на жесты. Кажется, что языком не передать то, что ты передаёшь жестом, – потому что он более настоящий и искренний. Поразил ташкентский театр движения «Лик». В спектакле «Отражение» играют люди с проблемами опорно-двигательного аппарата – у многих ДЦП, порой очень тяжёлое. Например, они показывают итальянскую площадь – и ты видишь настоящую средневековую праздничную площадь. Где одновременно находятся самые разные люди – и толстые, и худые, и дезориентированные, и нетрезвые, а не только одни танцоры-модели. И характеры ребят, которые могут не помнить движений, а просто получать огромное удовольствие от того, что они танцуют, очень хорошо туда вписаны. Изумительная работа хореографа.

Спектакль южнокорейского театра танца для многих стал откровением в мире. Главный герой – здоровый успешный танцор – рассказал историю своих взаимоотношений с собственным братом с диагнозом «детский церебральный паралич». Ведь любому человеку хочется, чтобы его брат был красивым, сильным. А когда тебя закидывают камнями из-за того, что твой родной человек выглядит не так, как все? Здесь были все переживания, детские ощущения, сцены предательства, непонимания, отторжения... Как делались попытки пролезть через рубаху к брату: мы же единое целое, мы же семья... И тот его выбрасывал, бил по голове. И как им было тяжело потом притираться, но они всё-таки оказались вместе, вроде сиамских близнецов, – стали чувствовать и понимать друг друга и приняли друг друга. Вот это самое главное.

– В Новокузнецке тоже существует театр «Крылья», в котором играют люди с ограниченными физическими возможностями. У наших ребят есть возможность показать себя на столичной площадке?

– Мы пока «показываемся» только в сборниках – предоставляем сведения о том, чем живём, какие делаем постановки. Нас уже в этом смысле почитают корифеями, хотя мы за пределы Кемеровской области никуда не выезжали. «Протеатр» проходит раз в три года, но организаторы сейчас настолько мощно работают, что фестиваль вошёл в паралимпийскую программу. И внеочередной состоится в 2011 году в Сочи. Я думаю, новокузнечанам есть что показать, по крайней мере, драматически-музыкального направления, в котором работают наши актёры, я в Москве не видела.

Очень здорово, что с нами готовы сотрудничать и актёры новокузнецкого драмтеатра, и режиссёры: например, Алексей Белов из ДК «Строитель», который раньше проводил с нами театральные тренинги, говорит: «вы меня зовите, я по вам соскучился, давайте расти вместе». Юрий Самойлов помогал нам в режиссёрском плане. Город готов идти на творческий диалог, и мы тоже готовы. Может быть, даже получится организовать подобный фестиваль в Сибири: в Новокузнецке или Томске – зависит от того, кто быстрее выиграет какой-нибудь грант.

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета "Новокузнецк",

Фото из личного архива Юлии Романовой

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter