RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 12.10.2011

Проверять, но полномочия не превышать

Если вас без всяких на то оснований задержал охранник магазина, вы вправе потребовать компенсацию морального вреда

Защищён ли покупатель от действий охранников торговой точки? Зачастую они превышают свои полномочия. Другое дело, что мы, покупатели, не всегда знаем о своих правах и покорно выполняем то, что требует от нас человек в форме.

В отделы защиты прав потребителей, юридические консультации нередко обращаются покупатели, которых без причины обидели в супермаркете. Приняли за магазинных воров, оскорбили и чуть ли не обыскали на виду всего торгового зала. Вот что рассказала читательница нашей газеты: «Пришла в магазин купить продукты. Прошла в отдел бытовой химии, взяла дезодорант, положила в корзину. Собралась было к кассе, но заметила явно следившую за мной охранницу. Девушка всюду следовала за мной. Я подошла к кассе, расплатилась и уже направлялась к ячейкам для хранения сумок, как услышала: «Женщина, постойте! Покажите чек и дезодорант». В растерянности я достала из корзинки требуемое и предъявила блюстительнице порядка. Уходила из магазина обиженной и оскорблённой. Решила: в этот магазин больше не пойду. Слово своё держу».

Какие действия охранников являются неправомерными? Есть ли законы, которые защищают покупателя?

На вопросы нашего корреспондента отвечает главный специалист управления по торговле и бытовым услугам администрации города Александр Воробей.

– Какие действия охранника являются противозаконными?

– В соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 7 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным детективам запрещается: прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан. Вышеперечисленные ограничения (ст. 12 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») распространяются и на охранную деятельность.

– На что имеет право охранник?

– В соответствии с законом РФ от 11.03.1992 года №2487-1 (редакция от 01.07.2011 года) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», действия частных охранников на объектах регламентируются и должностной инструкцией. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

– руководствоваться должностной инструкцией частного охранника;

- соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

– обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

– незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершённых преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

– предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

Сотрудники полиции при наличии данных, указывающих на совершение правонарушения, вправе доставить предполагаемых нарушителей в отделение полиции и произвести личный досмотр, а также досмотр вещей, находящихся при гражданине. При этом должны быть составлены протоколы.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

– Должен ли покупатель выполнить требование охранника проследовать за ним в отдельное помещение?

– Если покупателя остановил не сотрудник полиции, а охранник (начальник охраны), то его поведение противозаконно от начала до конца. При возникновении такой ситуации покупатель может отказаться следовать за охранником магазина. Заставить его никто не может. Покупатель вправе потребовать вызова полиции (либо вызвать её самостоятельно) и только после этого проследовать за сотрудниками полиции в комнату, где будет произведён досмотр вещей с составлением всех необходимых протоколов.

– Кому может пожаловаться покупатель?

– Учитывая, что сотрудники охраны ошиблись, и никаких противоправных действий совершено не было, необходимо написать жалобу администрации магазина.

На основании статьи 151 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении её размеров суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.

Согласно статье 15 закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.

– Правомерно ли размещение на шкафах с ячейками объявлений следующего содержания: «Администрация магазина не несёт ответственности за сохранность ваших вещей»? Как быть, если покупатель забыл вещи в ячейке хранения, а ему отказываются их возвращать? Или поклажа, с которой покупатель пришёл в магазин, не помещается в ячейке для хранения, а в торговый зал покупателя с этим грузом не пропускают?

– Вывеска «Администрация магазина ответственность за сохранность вещей, оставленных в ящиках, не несёт» встречается практически во всех пунктах торговли и является введением в заблуждение посетителей магазина. Потребители по своей воле сдают вещи на хранение в закрывающиеся кабинки с номерными ключами. На основании главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации договор хранения предполагает передачу вещи и её последующий возврат, а основная обязанность хранителя – обеспечение сохранности имущества. Статья 886 ГК РФ гласит: «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности». Согласно статье 887 ГК РФ договор хранения должен быть заключён в письменной форме. Простая письменная форма договора хранения считается соблюдённой, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путём выдачи поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера); иного знака, удостоверяющего приём вещей на хранение, если такая форма подтверждения приёма вещей на хранение предусмотрена законодательством либо обычна для данного вида хранения.

Несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.

Если работники магазина продолжают настаивать на сдаче сумки в камеру хранения, то вы вправе написать жалобу в «Книгу отзывов и предложений». Эту книгу вам обязаны дать в любом магазине. Главное, в чём следует убедиться, – зарегистрирована ли книга в органах местного самоуправления (об этом говорит наличие/отсутствие печати органа местного самоуправления и подписи должностных лиц). Несмотря на всю банальность данного способа, его может оказаться достаточно, ибо владельцу магазина нежелательно портить отношения с исполнительной властью в лице администрации вышеупомянутого органа. Если в книге отзывов появилось гневное замечание, директор магазина обязан урегулировать этот вопрос, поэтому его желание найти компромиссное решение заметно возрастает.

Подготовила Анна Векшина 

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter