RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 12.10.2011

Кризис семи лет, или Как помочь первокласснику

Прошло почти полтора месяца с того момента, когда ребёнок первый раз пошёл в школу, и, казалось бы, все тревоги, сомнения, переживания и волнения остались позади. Отнюдь, всё только начинается.

Кризис семи лет – очень важный этап в жизни ребёнка, кстати говоря, ключевой причиной данного кризиса является смена основного вида деятельности – с игрового на учебный.

Давайте разберёмся с этой ситуацией. Одной из главных трудностей для первоклассника является соблюдение режима и увеличение психологической нагрузки в несколько раз. Хорошо, если малыш ходил в детский сад или посещал дошкольное подготовительное учреждение, – в этом случае он имеет представление о режиме дня и учебной нагрузке. А если по какой-то причине он находился дома? Тогда ему необходимы внимание и забота родителей вдвойне. Стоит учесть, что первокласснику в любом случае первые месяцы будет трудно. Вслед за этим могут последовать утомляемость, снижение активности и иммунитета (вполне возможны различные проблемы со здоровьем, особенно, если у ребёнка уже были хронические заболевания). Нелишним будет обращение к педиатру.

Чтобы помочь вашему чаду адаптироваться к новому режиму и нагрузке, необходимо соблюдать режим и вне школы. Первые полгода учёбы не рекомендуется посещение различных кружков и секций, исключением может быть разве что бассейн, так как он помогает поддерживать здоровье. Но это можно делать в том случае, если дети не ходят в него в школе. Отдельный вопрос о компьютерах. Существует жёсткое ограничение – не более получаса в день. Так как, во-первых, в школе у всех детей и без того сильно увеличивается нагрузка на зрение, а во-вторых, это может привести к искривлению позвоночника. Этому способствует сидячая поза в течение нескольких часов, поэтому после школы ребёнок обязательно должен двигаться хотя бы какое-то время, а не сидеть за компьютером.

Очень важно сразу обозначить время для отдыха и для выполнения домашних заданий. После школы ученику обязательно нужен отдых, примерно два часа. Выполнять домашнее задание лучше всего в дневное время, даже если он учится во вторую смену, ни в коем случае не позволяйте делать уроки перед сном. У первоклассника должно быть собственное рабочее место, оборудованное должным образом – все необходимые принадлежности, удобный стул, поддерживающий правильную посадку, стол, соответствующий по размерам стулу, хорошее освещение.

К слову, никогда не стоит делать домашние задания за ребёнка – это очень быстро входит в привычку и не приносит никакой пользы. Если вы видите, что он неправильно выполняет упражнение и не понимает смысла, попробуйте совместно разобраться на примере, желательно в игровой форме, в этом случае школьник скорее и лучше поймёт данный материал.

Старайтесь каждый день интересоваться его успехами и поощрять их. Отдельно стоит поговорить о методе кнута и пряника: не наказывайте и не повышайте голос за неудачи в школе, избегайте сравнений с другими детьми и навешивания оценочных ярлыков. Ребёнок на данном этапе развития очень раним и восприимчив к критике. Вашего ученика нужно хвалить и поощрять за любые достижения в учёбе, вследствие чего он станет стремиться к положительным результатам, будет развиваться учебная мотивация.

В адаптации к начальной школе немаловажную роль играет первая учительница, которая, как правило, запоминается надолго. Обратите внимание на то, как ваш ребёнок относится к ней, нравится ли она ему, является ли педагог неким примером, авторитетом, понимает ли школьник учебный материал. Это можно определить элементарно. Если вы ежедневно слышите восторженные фразы типа: «А Марья Ивановна сказала…» и сообщения ребёнка о том, что нового и интересного он узнал на уроке, значит, этот учитель идеально подходит ему. В противоположной ситуации, если малыш не хочет или боится идти в школу, – нужно разбираться в причинах такого отношения, вплоть до смены класса. Иначе у ребёнка сформируется негативное отношение к обучению в целом.

Хорошо, если родители заблаговременно познакомились с будущим учителем. Если же этого пока не произошло, ничто не мешает вам подойти после родительского собрания или после уроков и побеседовать с преподавателем в более неформальной обстановке.

Если же родители не находят общий язык со своим ребёнком, они могут обратиться к школьному психологу или к нам, в «Центр психолого-педагогической помощи», по адресу: пр. Металлургов, 10, тел. 74-31-18.

Неволина Ольга, психолог «Центра психолого-педагогической помощи»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter