RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 03.02.2011

Точка зрения: «Аварийка» должна быть общегородской?

В наше время, когда законы и нормативные акты в сфере ЖКХ не один раз в год претерпевают различные изменения, управляющим компаниям и другим обслуживающим организациям зачастую приходится работать в режиме «с колёс». То есть согласно опыту и приобретённым знаниям строить работу эффективнее, минимизировать потери, экономить. Ведь одним из итогов реформы ЖКХ станет стопроцентная моральная и финансовая ответственность жителей за свою собственность, то есть за жильё. А ведь это немалые силы и деньги. Это значит, мы должны научиться разбираться во всём, что касается сохранения и достойного существования нашего имущества. А помогать нам в этом будут обслуживающие организации и компании, без которых обойтись попросту нельзя. Одна из таких – аварийно-диспетчерская служба. Мы никогда не вспоминаем о ней, если в доме всё в порядке. Но стоит только остыть стояку или, не дай бог, прорваться крану с горячей водой, единственным источником спасения становится «аварийка». Мнений об организации её работы и более того – об оплате за её услуги – множество. Одно из часто встречающихся – такое: «За аварийное обслуживание платим 6, 9, 12 тысяч рублей даже при отсутствии вызовов в течение месяца. Это очень много». С этим можно согласиться, если дом новый, и пока в нём не случается ЧП. А как быть с основным городским жилфондом, которому от 30 лет и выше? А как быть с нашей суровой зимой, когда вроде бы отремонтированные сети трещат по швам?

Для того чтобы разобраться в организации работы аварийной службы, мы организовали диалог двух заинтересованных людей. Один из них – генеральный директор ООО «Аварийно-диспетчерская служба» Андрей Вдовин. Он верен профессии почти четверть века. Обосновывает свои мысли конкретными примерами из жизни, не ошибаясь ни в имени, ни в адресе каждого жителя. Другой – известный инженер-конструктор и человек, абсолютно точно разбирающийся в каждой запятой закона ЖКХ, – Леопольд Виттенбург. На его счету ряд грамотных статей по поводу того, как сделать жизнь лучше. Наши собеседники почти полностью сошлись в своих взглядах.

Аварийную службу по степени значимости сложно отделить от таких жизненно важных служб, как пожарная охрана, «Скорая помощь», милиция, «Служба спасения» и тому подобное. Именно поэтому она вполне имеет право быть общегородской. Эти службы не могут работать по принципу «фактически выполненных услуг». Предположите на секунду, что профилактика противопожарных мер поставлена так высоко, что пожаров практически не случается, здравоохранение находится на таком уровне, что выезд бригады «скорой» нужен крайне редко, а нарушители правопорядка пересмотрели свою жизнь кардинально и стали добропорядочными гражданами. Представили? Тогда все эти службы придётся распустить, ведь пока они без дела, деньги им платить не за что. «Нет, – возразите вы сами себе. – Как-то всё идеально складывается, а такого у нас быть не может». Вот и получается, что сегодня всем подобным важным службам мы платим не за конкретный случай, а за то, чтобы они существовали и в час «Х» выполняли свою сверхважную работу. Одновременно они должны заниматься профилактикой. И аварийная служба, в том числе, может давать соответствующие предписания организациям, обслуживающим многоквартирные дома. И даже обязана влиять на качество содержания оборудования домов. И если вдруг после соответствующих официальных предписаний со стороны АДС произошла авария, то ответственность обязана нести обслуживающая организация и в итоге возместить причинённый собственникам ущерб за свой счёт. Только в этом случае заинтересованность в прибыли будет увязана с качеством обслуживания. Невыгодно будет доводить компанию до состояния, когда объём работ по обслуживанию дома не будет соответствовать её возможностям. Это своеобразный «синдром Саяно-Шушенской ГЭС», когда сокращение кадров противоречит здравому смыслу, а отсюда завышение объёмов работ и их стоимости. Иначе недостаток кадров ну никак не компенсируешь. Поэтому профилактическая работа АДС с обслуживающими дома компаниями просто необходима. В какой степени – надо определяться.

Общегородская «аварийка» сможет дать объективную оценку случившемуся и роль в этом обслуживающей организации. Будет возможным своеобразный «разбор полётов», что немаловажно для качественного обслуживания дома в дальнейшем. Что же касается пресловутой платы за услуги АДС, здесь необходимо как можно доступнее объяснить жителям, из чего она складывается. Во-первых, можно в квитанции выделить эту информацию отдельной строкой, как это происходит с другими услугами: вывоз мусора или ремонт. Оплата делится на две части: первая – это устранение чрезвычайной ситуации по факту (отключение подачи воды), куда заложена себестоимость и прибыль, вторая – восстановительный ремонт, стоимость которого определяется согласно выполненному объёму работ. Ремонт может выполняться силами АДС и самой УК. И не надо убеждать, что стоимость оплаты за «аварийку» определяется из стоимости метра квадратного используемой площади помещения (жилой или нежилой). Средства на ремонтные работы (как следствие аварии) могут списываться со счёта дома согласно определённым расценкам или из прибыли компании, если расходы связаны с некачественной эксплуатацией дома, на что обращалось внимание в предписании АДС.

Есть ещё масса нерешённых «мелочей» в работе «аварийки», без которых – никуда. Согласно нормативным требованиям устранение аварии должно быть немедленным. У нас в городе сложилось так, что на это даётся один час. А ведь за это время полдома просто захлёбнется. Может, в данном случае можно перенять опыт «пожарников»? А также привлекать ответственных и инициативных жителей к ликвидации аварии, например, путём перекрытия стояка отопления. Конечно, после элементарного курса обучения.

Ещё одна проблема – ликвидация ЧС вне зоны общедомового имущества. Например, на участке «раковина – канализационный стояк» произошёл засор. «Аварийка» не берётся за это либо перекрывает подачу холодной воды в системе разводки после контрольного крана, тем самым «отрезав» унитаз. А это уже нарушение прав потребителей. Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо установить некий регламент. Хорошо бы решить вопрос ликвидации аварийной ситуации внутри квартиры: что-то делать бесплатно, а что-то – за плату по установленным расценкам (через кассу). А то собственнику предлагается среди ночи искать фирму, чтобы восстановить то же освещение. Словом, жалоб на отсутствие «мелких» аварийных услуг много.

Зачастую жители делают заявку при нестандартных ситуациях, как то неожиданное прекращение предоставления коммунальных услуг. В таких случаях АДС не спешит выезжать, мотивируя свои действия так: «С нашей стороны работы не ведутся, наверное, кто-то из жителей отключил и что-то делает, надо подождать. Вот если через такое-то время вода не появится, тогда подъедем». А если в это время топит подвал или некие «умельцы» разворовывают общедомовое оборудование и так далее? И ещё один из нерешённых вопросов: никак не получается сразу проникнуть в подвал и на чердак к месту аварии. Замок висит – ключей нет, или их такое множество на один дом, что подобрать правильный – целая проблема. Бывает, не могут найти вентиль, чтобы отрезать «аварийную квартиру». Напрашивается необходимость в схемах разводки трубопроводов.

Не решается вопрос восстановления замков, дверей, люков при их взломе для проникновения к местам аварий. Это должно осуществляться на безвозмездной основе за счёт виновного.

Когда всё это удастся разрешить, наступит высшее достижение деятельности аварийной службы – когда «нечего делать». Значит, работа налажена «на отлично», ничего не случается, и вот тогда основной упор будет сделан на профилактику. А в период «ничегонеделанья» можно зарабатывать деньги, выполняя срочные работы по текущему и капитальному ремонту.

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter