RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 24.10.2011

Тот, кто верит в детей

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель России, лауреат трёх всесоюзных конкурсов... Все эти почётные звания принадлежат новокузнецкому педагогу Виктору Ивановичу Илларионову. Хотя он давно уже находится на заслуженной пенсии, в Новокузнецке его помнят, ценят и уважают коллеги и бывшие ученики. На прошлой неделе ему исполнилось 70 лет, и у нас появился прекрасный повод ещё раз рассказать об этом удивительном человеке.

Чтобы накопить такое количество наград, а заодно обрести любовь нескольких поколений школьников, согласитесь, нужно быть человеком неравнодушным и очень энергичным. Педагогическая деятельность нашего героя началась в посёлке Итат Тяжинского района – с должности старшего вожатого и призвания в ряды комсомольцев.

– Душа у меня до сих пор комсомольская, – говорит Виктор Иванович. – Комсомол – это ведь великолепная школа активиста, борца, лидера. Чего только мы тогда ни придумывали. Мы создали тимуровскую команду, которая бабушкам и дедушкам тайно оказывала помощь. По итатскому радио транслировали передачи о культурной жизни посёлка. Мы обошли весь район, собрали экспонаты и создали краеведческий музей. Организовали музей интернациональной дружбы – вели переписку с союзными республиками и со странами социализма. Они нам присылали и фотографии, книги, альбомы, куклы… У нас был клуб юных туристов, клуб юных спортсменов и клуб юных лётчиков… Работали с трудными детьми, воспитывали их. Меня как старшего вожатого уже тогда вся область знала.

За активность в работе молодого энтузиаста избрали в райком комсомола секретарём по школьным делам. Но чиновником, имеющим дело только с бумажными циркулярами, Илларионов становиться вовсе не хотел. Ездил по всем районным школам, ближним и дальним таёжным, вдохновлял, помогал работать и, как бы сейчас сказали, давал мастер-классы приезжавшим к нему со всей области вожатым.

В 1969 году Виктор Иванович приехал в Новокузнецк. Здесь он «вернулся» всё-таки в школьные стены, получив работу в общеобразовательной школе №8. Преподавал историю (ранее окончил четыре курса КемГУ, диплом получил в Новокузнецком пединституте), много лет был заместителем директора по воспитательной работе. Конечно, на организаторском поприще отличился. Работа с ветеранами, приобщение школьников к чтению, туризм... Увлечение походной жизнью вообще существовало на протяжении всего его времени учительства – можно было бы написать отдельную историю походов с детьми в Томскую писаницу, село Шушенское, тисульские золотоносные шахты, и ещё рассказать о сплавах на плотах по реке Томи…

Cпустя 13 лет после своего обоснования в городе шахтёров и сталеваров, Илларионов встал во главе необыкновенного предприятия, сегодня кажущегося немыслимым и во многом авантюрным.

– Назначили меня директором второй школы, что на Верхней колонии. Во-первых, помещение оказалось в жутком состоянии. Вроде бы был закончен ремонт, однако принимать школу пришлось недоделанной: полы не отшлифованы, стены покрашены как попало, сырая штукатурка отваливается, гардероба нет, подвалы страшные. Крыша текла сильно. Бывшая директриса начала прятаться, потом и вовсе уехала. И если привести в приемлемый вид доставшееся по наследству хозяйство было вполне возможно, то далее перед главой заведения обнаружилась проблема куда более глобальная.

– Помню случай, – рассказывает Илларионов. – Стою на крыльце и вижу, как один ученик набрасывает на шею другого лассо и тянет его. У меня аж сердце зашлось. Выхватил верёвку, освободил... Вот такой мне достался контингент учащихся. Там жуткая преступность была, случалось всякое: и грабежи были, и изнасилования. Многие дети из неблагополучных семей, жили в страшных условиях, в бараках, которые тогда существовали на Строителей, ДОЗе. Положительным родителям давали квартиры в новом районе, а здесь оставалось много пьющих, наркоманов…

Решение вопроса нашлось весьма неординарное. А именно – воспитание подопечных... театром. Ещё работая в «восьмёрке» Илларионов водил своих учеников в храм искусства, организовывал встречи школьников с актёрами... Этот опыт пришёлся как нельзя кстати.

– Мы пригласили московского театрального критика Татьяну Ливаньшину – она стала теоретическим руководителем, приезжала и читала нам лекции по истории театра, проводила мастер-классы среди педагогов. А наша Светлана Бондаревская взялась за руководство школьной кафедрой театральных педагогов. Помогал нам Олег Павловец, актёры подключились – семьи Сафоновых, Тарасовых. Они стали бегать к нам в школу, мы к ним. Создали театральные и музыкальные студии. Представляете, каждый класс – с первого по десятый! – был театральным коллективом. А учитель – режиссёром. У нас ставились совместные спектакли, в которых играли учителя, дети и профессиональные актёры драматического театра.

Сказать, что школа преуспела в делах воспитания юного поколения – ничего не сказать. Театральная педагогика помогла многим из трудных ребят найти достойное место в жизни.

– Самое главное: дети вокруг нас вертелись-крутились, но никто хуже учиться не стал. В процесс вовлеклись хулиганы, они стали играть в спектаклях, готовить постановки, шить костюмы и так далее. Раскрываться с хорошей стороны начали. Ведь дети пребывали в атмосфере эстетики, культуры. Это было воспитание не на словах: «Витя, будь хорошим!», а в действии, – объясняет Илларионов.

Спустя всего семь лет после начала эксперимента образовательное учреждение было признано одним из лучших в Союзе, а его руководитель стал заслуженным педагогом, потом народным педагогом, и наконец директором года. Школа №2 становилась лауреатом и областного конкурса «60 лучших школ Кузбасса». Сюда приезжали и удивлялись происходящему иностранцы. Школа проводила фестивали и встречи, устраивала бенефисы своих учеников, отправляла детей в поездки в Ригу и Ленинград – новокузнецкие школьники смогли посетить лучшие театры нашей страны.

...Невозможно было не спросить Виктора Ивановича про то, как поддерживается его начинание сейчас.

– А сейчас театральная педагогика практически прекратилась, – погрустнел Илларионов. – Хотя есть среди учителей ещё те, кто самостоятельно водит детей в театр, проводит классные часы, пытается что-то организовать. Но нет уже финансирования, и нет, наверное, у руководителей необходимой увлечённости. Времена меняются...

Времена меняются, но не изменился наш герой. Виктор Иванович так же молод душой, открыт и с удовольствием откликается на приглашения из родных школ. И главное – продолжает верить в детей.

Анастасия Лешкевич
Фото Марины Герман. 

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter