RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 09.11.2010

Индустрия гостеприимства

Открыть турфирму – мечта многих современных людей с предпринимательской жилкой, которые хотят попробовать свои силы в туристическом бизнесе. Его основным плюсом являются небольшие капиталовложения. С другой стороны начинающему предпринимателю придётся столкнуться с определёнными трудностями.

О своём пути в туристический бизнес, подводных камнях, преградах и достижениях нам рассказала обаятельная Наталья Каменка, генеральный директор ООО «Звёздное путешествие». После окончания института моя собеседница организовала своё дело, сумела удержаться в непростом туристическом бизнесе и успешно его развивает. Через полгода её фирме исполнится пять лет – небольшой, но значимый рубеж для предприятия. Агентство «Звёздное путешествие» стало лауреатом ежегодного конкурса «Бренд Кузбасса-2009», сумело зарекомендовать себя как надёжный и ответственный партнёр и является одним из учредителей Южно-Кузбасского некоммерческого партнёрства туристской индустрии.

Школа самоорганизации

Задумываться об открытии собственного дела Наталья начала после окончания учёбы в вузе. По образованию она учитель немецкого и английского языков и успела поработать переводчиком во французской фирме. Тогда и решила открыть своё предприятие именно в сфере туризма.

Для моей собеседницы не всё складывалось просто. Но девушка не боялась расспрашивать специалистов об основах ведения бизнеса, училась. При организации своего дела – а на начальном этапе руководителю нового предприятия необходимо знать все тонкости работы – помогла школа самоорганизации, привитая в вузе. Обучение иностранному языку дисциплинирует. Работа в сфере туризма также подразумевает непрерывное обучение, отслеживание визовых формальностей, посещение обучающих семинаров, выставок, зарубежные командировки. Сейчас Наталья получает второе высшее образование в Алтайском университете на факультете искусствоведения.

– Многим кажется, что, имея свой бизнес, человек живёт счастливо и только получает прибыль, которая приходит сама собой, но труд предпринимателя сложный и ненормированный, – размышляет Наталья. – Открыть агентство, действительно, несложно, а вот продержаться в этом бизнесе гораздо труднее. Основные подводные камни возникают из-за непрофессионализма. Ведь необходимо правильно подобрать стыковку рейсов, забронировать гостиницу и тур так, чтобы клиент остался довольным и в дальнейшем обратился за услугами к нам. Сиюминутная выгода – шаткий принцип. Поэтому я руководствуюсь правилом: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Лучшая реклама – довольный клиент

– В начале деятельности я полагала, что количество рекламы определяет успешность, и вкладывала в неё все свободные средства, – делится Наталья. – Печатала большое количество листовок, размещала модули и текстовую информацию в СМИ. Эффективность оказалась сомнительной, особенно в сравнении с величиной рекламного бюджета. Тогда было принято решение отказаться от традиционной рекламы и лишь размещать информацию о фирме в справочных системах. С тех пор главный упор был сделан на клиентов. Работать так, чтобы каждый турист был доволен на 100 процентов и даже мелочи не расстраивали в прекрасные моменты путешествий. Сюда же можно отнести и принцип Парето 20/80, в нашем случае это можно расшифровать так: 20 процентов постоянных клиентов приносят 80 процентов прибыли». Поэтому нужно стараться увеличить количество таких туристов.

Программа ISIC

Важна при открытии нового предприятия изюминка, ключевая идея. Оценив ситуацию на туристическом рынке, моя собеседница решила привнести что-то новое.

– Сначала имелся небольшой перечень услуг, – рассказывает Наталья. – Но у нас было то, что отличало от других турагентств города. И это – международные студенческие и преподавательские карты, очень популярные за рубежом. С их помощью можно получать скидку на авиабилеты, экскурсии и другие виды услуг заграницей.

О них Наталья узнала случайно, во время работы переводчиком. О преимуществах таких карт ей рассказали гости города. Вот только наши соотечественники, выезжающие за границу, ими не пользовались. Наталья разузнала о существующей в России компании, которая реализует эти карты, заключила с ней договор. С тех пор туристское агентство «Звёздное путешествие» поддерживает и развивает в Новокузнецке международную социальную программу поддержки студентов, молодёжи и преподавателей и является единственным в городе уполномоченным офисом по оформлению международных карт ISIC, ITIC, IYTC.

– Наше агентство в рамках данной программы предоставляет возможность приобретать авиабилеты по льготным тарифам, что на 10 – 40 процентов ниже стоимости обычного билета, – пояснила Наталья. – Помимо этого мы привлекаем компании Новокузнецка к участию в данной программе. Договариваемся, чтобы они предоставляли скидки по этим картам студентам и преподавателям. На данный момент их уже более 30 – кинотеатры, кафе магазины и многое другое. Таким путём мы нашли свою нишу и постепенно развивались.

Делиться опытом

– Когда-то я думала, что самое сложное – это процесс регистрации фирмы, открытие банковского счета и так далее, – размышляет моя собеседница. – Лишь потом я поняла, что всё самое трудное начинается после. И сложнее всего подобрать хорошие кадры.

Непрофессионализм в сфере туризма может дорого стоить. Если сотрудник неправильно оформит путёвку, агентству придётся платить неустойку. Поэтому под руководством Натальи Каменки был разработан и внедрён практический курс «Менеджер по туризму» для повышения уровня кадров в агентствах, а также для обучения новичков. И уже в августе 2010 года на базе Института повышения квалификации успешно была выпущена первая группа слушателей. Востребованность курсов оказалось высокой – их посещают не только менеджеры, но и директора агентств, люди приезжают из Междуреченска, Прокопьевска, Мысков.

В ногу со временем

Одно из достижений турагентства «Звёздное путешествие» – возможность оказывать комплексные услуги. Помимо готовых туров в офисе можно приобрести авиабилеты, забронировать гостиницы по всему миру, оформить визы, медицинскую страховку для выезда за рубеж. Агентство одно из первых в городе внедрило и настроило выписку электронных авиабилетов, имеющих большое преимущество для пассажира в сравнении с бумажными.

– При бронировании туров максимально используем системы он-лайн бронирования, что позволяет в реальном времени видеть наличие мест в гостиницах и на рейсах, – рассказывает Наталья. – К современным инструментам относится создание и продвижение собственного сайта агентства. Это облегчает туристам доступ к предложениям, актуальной информации, новостям туристической отрасли. Но это далеко не все услуги, которые мы могли бы оказывать. В Красноярске все туристские агентства имеют возможность предлагать железнодорожные билеты и билеты на междугородние автобусы. Это очень удобно для клиентов. С нашей стороны уже предпринимались попытки заключить соглашение с авто- и железнодорожным вокзалом, которые, к сожалению, закончились неудачей. Остановила слишком сложная процедура оформления, жёсткие штрафы и общее нежелание работать с агентствами.

Развиваться, идти вперёд

– Стоять на месте – смертельно для бизнеса, – считает Наталья. – Поэтому планируем открыть филиалы в малых городах Кемеровской области, так как там ощущается нехватка профессиональных агентств, работающих без накруток. Мы постоянно пытаемся расширять географию наших возможностей, стараясь угодить даже самым взыскательным вкусам наших туристов. Возможно, в ближайшем будущем будем оказывать и туроператорские услуги. Правда, для этого необходимы дополнительные просчёты и анализ рынка. Конечно, это – дополнительные сложности, но чувствую – надо развиваться дальше.

Дина ПРУДЬКО, газета "Новокузнецк",

Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter