RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 26.10.2011

За кадром

В последнее воскресенье октября поздравляем всех, кто связал свою жизнь с автомобильным транспортом

Тамара Каримова, сотрудник Муниципального казённого предприятия «По организации пассажирских перевозок», убеждена, что её профессия – одна из самых интересных.

– Это же общение с людьми – с водителями, с кондукторами, с пассажирами... Как это может быть неинтересно? – удивляется диспетчер с 25-летним стажем.

…С высоты своего рабочего места, как с капитанского мостика, она зорко следит за перемещениями подвижного состава. На столе – схемы транспортной сети, списки сотрудников, расписание движения транспорта. Рабочий день, без преувеличения, начинается на рассвете, в 5.50, а заканчивается к полуночи – в 23.40.

– 120 машин, одиннадцать маршрутов, плюс проходящие, – объясняет Тамара Петровна.

Инженер-технолог по образованию, выпускница СМИ, спустя несколько лет после окончания института круто изменила жизненный вектор – ушла из металлургии в автомобильный транспорт. Правда, в тот момент она и не предполагала, что прикипит сердцем к выбранной профессии. Как это часто бывает, к переменам подтолкнули обстоятельства – в советские времена молодых мам брали на работу с большой неохотой: а ну, как заболеет ребёнок, работать надо, а не на «больничных» сидеть… В Антоновской автобазе Тамаре Каримовой поверили, приняли сразу, и не куда-нибудь, а на должность инженера производственного ПТО и мастера производственного обучения. В её функции входило повышение квалификации разных категорий сотрудников – организовывала курсы, набирала группы и учила. Но прежде обложится книжками, вникнет, вызубрит, только потом преподаёт и принимает экзамены, в том числе у водителей.

 

Тем временем

Вчера в малом зале администрации Новокузнецка чествовали работников авто– и горэлектротранспорта.

В настоящее время перевозкой пассажиров в городе заняты 3220 человек. Транспортная сеть насчитывает 89 действующих городских автобусных маршрутов общей протяжённостью 1431 км. Кроме того, новокузнечане пользуются услугами 38 пригородных маршрутов, протяжённость которых составляет 1340,5 км; 10 междугородных маршрутов.

Городской электрический транспорт нашего города имеет девять трамвайных маршрутов протяжённостью 132,1 км, пять троллейбусных маршрутов протяжённостью 52 км.

Ежедневно на работу выходит 719 единиц подвижного состава, в том числе 614 автобусов, 75 трамваев, 30 троллейбусов, которые перевозят около 300 тысяч пассажиров в сутки.

Всего за девять месяцев 2011 года авто- и горэлектротранспортом перевезено 81,4 млн пассажиров. В том числе 55,5 млн пассажиров перевезено предприятиями, исполняющими муниципальный заказ и предоставляющими льготы при проезде в пассажирском транспорте в соответствии с федеральным и областным законодательствами.

Согласно долгосрочной целевой программе «Оптимизация развития транспорта и связи в Кемеровской области на 2008 – 2012 годы» пассажирские предприятия, выполняющие муниципальный заказ администрации города на оказание услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным транспортом, только в 2011 году пополнились 21 новым автобусом. Среди них десять автобусов особо большой вместимости (МАЗ), восемь автобусов большой вместимости (марки ЛиАЗ и НЕФАЗ), три автобуса междугороднего исполнения (Ивеко и КАвЗ).

– Спасибо всем работникам городского транспорта за трудолюбие, высокую ответственность, верность профессиональному долгу! – обратился к собравшимся от имени главы Новокузнецка Валерия Смолего заместитель по промышленности и городскому хозяйству, Павел Матвиенко. – Ваша сплочённость и грамотная работа, организованность и дисциплинированность – залог нормальной жизни и работы нашего города. Благодаря вам надежная работа городского транспорта стала одним из факторов экономического роста и социальной стабильности в городе. Спасибо вам от всех новокузнечан за труд. С профессиональным праздником вас, уважаемые транспортники!

С 1986 года Тамара Каримова – диспетчер МКП ОПП. В её обязанности входит регулировка движения транспорта. Эта деятельность всегда остаётся за кадром, хотя от умения наладить и организовать работу зависит если не всё, то очень многое.

– В советское время я работала в Новоильинском районе, – вспоминает Тамара Петровна. – Тогда его обслуживало ПАТП-2. Подвижной состав был очень старый, машины получали редко. Люди выходили из общественного транспорта с оторванными пуговицами… Нам часто приходилось выбегать из диспетчерской и толкать, утрамбовывать пассажиров, чтобы двери закрылись… С транспортом было очень сложно. К примеру, положено на лини пять – шесть машин, а выдают всего три. Расписания практически не соблюдались. Автобус ещё к диспетчерской не подъехал, а я уже на ходу его ловлю, чтобы подержать, потянуть время, пока люди не видят. Или, наоборот, в рацию кричу: «Петя, пожалуйста, побыстрее!» Даже скоростной режим, случалось, нарушали, чтобы выправить положение и сократить разрывы между движением транспорта. Но всё равно народ был недоволен – и стёкла нам били, и оскорбляли. Доходило до того, что мы диспетчерскую закрывали и убегали…

Нынешний пассажир стал более требовательным, знает свои права, считает Тамара Петровна. Хоть времена с битьём стёкол ушли в небытие. Появление частных перевозчиков, с одной стороны, изменило ситуацию к лучшему – появилось много новых маршрутов, интервал движения значительно сократился, с другой – обнажило новые проблемы, в частности, несоответствие параметров остановок общественного транспорта и заездных карманов количеству работающих на линии автобусов.

– В расписании допускаются отклонения от графика на одну – две минуты, не больше. Муниципальный транспорт работает по расписанию. С частными перевозчиками всё гораздо сложнее – это жёсткий бизнес… Бывают случаи, когда частники устраивают между собой гонки, поэтому большие надежды мы возлагаем на оснащение каждого из автобусов навигационным оборудованием…

В самые сложные периоды жизни Каримова всегда спасалась работой. Ей было тяжело оставаться дома, если случалось в жизни непоправимое. Забыть о горестях, найти в себе силы жить дальше помогала профессия.

– Какое бы у тебя ни было настроение, ты должен быть в форме: «Здравствуйте!», «До свидания!», «Счастливого пути!»

За отличную работу диспетчера неоднократно премировали, награждали почётными грамотами и благодарственными письмами. Однажды даже машину подарили… швейную.

Да. Водительских прав Тамара Петровна не имеет – с детства боялась автомобилей, за руль не сядет ни за что. Ни к чему это человеку, который знает всё о работе водителей. И безмерно им доверяет.

Лариса Сергеева
Фото Константина Новицкаса
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter