RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 16.11.2010

Девятиединство

В День народного единства под одной крышей собрались представители девяти национальных общественных организаций – на общий праздник, на IX фестиваль национальных культур.

Люди, говорящие на самых разных языках (а здесь были немцы и поляки, евреи и русские, таджики и татары, азербайджанцы, шорцы и другие коренные народы Кузбасса), пришли в ДК «Строитель», чтобы пообщаться, познакомиться с культурой других народов. И, конечно, себя показать да юным последователям-потомкам, бегающим тут же в национальных нарядах, напомнить о традициях предков.

– Мы хотим, чтобы наши дети и внуки видели, какими должны быть старинные одежды, слышали, как звучат народные песни. Дома-то национальные традиции только по праздникам и вспоминаются, – сетует Минигел Гайфутдинова, председатель татарской религиозной организации «Чулпан». Она сама как будто явилась из сказки – пришла в вышитом платье, с косичками, в тюбетейке (или похожем на тюбетейку женском головном уборе).

А вокруг, в фойе дворца, уже развернулась выставка декоративного творчества. Вниманию зрителей тут предлагались бусы, сапоги, халаты с красочными тюркскими узорами. Представители коренных народов Сибири принесли с собой туески, амулеты и настоящие «таёжные» лыжи. И как же здесь пахло пирогами! Таджикская организация представила целую экспозицию из самсы, татары демонстрировали «фирменный» костобый – лепёшку с картофельным пюре внутри. Шория угощала переками – варениками, на этот раз с рубленым мясом, – и толканом – жаренной ячменной крупой, перемешанной с черёмухой.

Участники делятся особенностями национальных торжеств:

– Есть у нас праздник Навруз, переводится как «Новый день», – рассказывает председатель кемеровской региональной общественной организации «Русско-таджикская дружба» Шавкат Тахиров. – В Навруз мы готовим суманат: пшеницу проращиваем, перемалываем её и варим 24 часа – наши женщины не спят целые сутки. Блюдо получается похожим на кашу, очень вкусное. Мусульманские «красные даты», конечно же, празднуем: Курбан-байрам и Рамазан-байрам. Перед этим праздником обязательно надо выдержать пост в течение месяца – с утра до вечера никто ничего не ест, солнце садится, немного можно покушать. Трудно, но привыкаешь. А в сам праздник стол накрывается, сладости выставляются – пальчики оближешь, спиртное запрещается.

– Наши обряды непосредственно связаны с христианством: Рождество, Пасха, венчание, – повествует Виталий Ладыгин, руководитель польской организации «Полония Кузбасса». – 24 декабря, например, семейный праздник, все собираются за столом, пробуют 12 постных блюд, затем идут в костёл на рождественское богослужение, а потом – к знакомым и друзьям, петь колядки. В Польше вообще очень много региональных особенностей – где-то 16 видов празднований получается. Это и в костюмах заметно, и в обрядах, и в песнях.

Те, кто жаждет прикоснуться к корням, ощутить себя истинной частичкой своего народа, находят себя в творчестве. На концерте, состоявшемся после ознакомления с выставкой, звучали таджикские рубаи под аккомпанемент струнного рубаба, сказания шорских кайчи. В исполнении «Параскевы Пятницы» водились славянские хороводы. Немцы порадовали всех слаженным вокальным дуэтом. А инструментальный ансамбль, представляющий региональную организацию «Кузбасско-азербайджанская дружба», искусно вдохновлял собравшихся своим профессионализмом. Щемящие, необыкновенной красоты восточные мелодии, «сыгранные» скрипкой и саксофоном, никого не могли оставить равнодушным – хотелось плакать или пускаться в пляс, в зависимости от настроения музыки и музыкантов.

– Первые наши фестивали собирать было тяжело: люди не совсем верили, что они нужны кому-то, – подводит итоги праздника Елена Павловская, организатор, председатель кемеровской региональной национально-культурной общественной организации «Славянское вече». – Но год от года интерес к фестивалю растёт, не только среди участников, но и среди горожан. Однако существует всё-таки проблема: нам нужен общий дом, Дом национальных культур. Ему мы и название придумали – «Единство». Он просто необходим, особенно если мы говорим о толерантности в многонациональном Кузбассе, о продолжении дружбы и сотрудничества. Хотим пойти к главе города, попросить такое помещение, ведь у многих национальных организаций нет даже места, где они могли бы заниматься. Отремонтируем, оснастим мы его сами. Главное – чтобы мы все были вместе.

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета "Новокузнецк",

Фото Марины ГЕРМАН

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter